Содержание

Предыстория

Первоначальным военизированным органом правопорядка в России была опричнина, сформированная в 1565 году царём Иваном Грозным и расформированная в 1584 году. Затем долгое время в стране не существовало внутренних войск и лишь во времена Российской империи появились гарнизонные войска, а после неё, в 1811 году — Внутренняя стража. С этого момента отсчитывается официальное появление внутренних гарнизонных войск в стране. Затем, 28 апреля ( 10 мая ) 1827 служба была преобразована в Отдельный корпус жандармов Русской императорской армии, который, в дальнейшем, перешёл под командование МВД Российской империи. После русской революции 13 ( 26 ) апреля 1917 года жандармерия была упразднена и разделилась на Красную и Белую гвардии. После победы большевиков в гражданской войне Красная гвардия была переформирована в Конвойную стражу НКВД СССР, которая позднее была реформирована во Внутренние войска МВД СССР. Непосредственно предшествующим Национальной гвардии формированием являлись Внутренние войска МВД России, созданные в 1992 году. В состав войск вошли все бывшие формирования Внутренних войск МВД СССР, дислоцированные на территории РСФСР.

Что представляет собой Национальная гвардия

Термин «гвардия» в переводе с итальянского означает «стража, охрана». В подобные подразделения, не входящие в контингент основных войск, были собраны элитные воины, отличающиеся испытанной надежностью. Они в разные времена и в разных странах выполняли несходные обязанности, чаще всего защищая главу государства.

Во многих державах созданы подобные формирования, необходимость их диктуется политической и экономической обстановкой.

Российская Национальная гвардия комплектуется на базе:

  • подразделений внутренних войск;
  • групп быстрого реагирования;
  • отрядов особого назначения.

Кроме того, в Росгвардию входят государственные охранные структуры с включенными в них ФСКН и ФМС, вневедомственная охрана.

Как правильно: Нацгвардия или Росгвардия?

Новую федеральную службу войск сокращенно назвали Росгвардией.

Для понимания того, что такое Национальная гвардия России, существенную роль играет то, что она не подчинена местным функционерам и руководителям силовых организаций. Выполняет приказы, полученные непосредственно из Кремля. Это позволяет ей поступать, не оглядываясь на региональных руководителей, оперативно и стремительно.

Необходимость создания Национальной гвардии возникла в периоды массовых задержаний граждан на протестных акциях в Москве и других крупных российских городах.

Многие правоведы считают, что работа Росгвардии не регламентирована правильным образом, потому что сотрудники этого ведомства могут задерживать людей без предварительного представления в отличии от полиции и это вызывает общественные возмущения. Еще одно существенное различие, которое кроется в правилах применения физической силы, специальных средств и оружия. Оба закона (ФЗ «О Росгвардии» и ФЗ «О полиции») разрешают сотрудникам действовать быстро и по обстоятельствам — но только при условии угрозы чьей-нибудь жизни или здоровью. Об этом говорится в статье 19 закона «О полиции».

Символика

По указам Президента РФ Росгвардия для распознавания ее представителей и частей получила символику, отличающуюся от знакомых эмблем прежних воинских соединений, включенных в состав новой структуры.

Толкование геральдических знаков, позволяющих понять, что такое Нацгвардия, приводится в таблице:

Символ Интерпретация значения
Флаг Двустороннее прямоугольное белое полотно краповой расцветки с общегосударственным знаменем на фоне георгиевского креста и условным изображением войск Национальной гвардии справа
Эмблема Герб – двуглавый орел с короной на голове, выполненный в золотом или серебряном цветах, с распахнутыми крыльями, удерживающий в лапах перекрещенные регалии с блестящими лезвиями. В центре – трехгранный щит, закругленный сверху, обрамленный серебряной полосой с золотыми скреплениями
Знак Независимое изображение щита с перекрещенными мечами (без орла)

Можно использовать в качестве геральдической эмблемы одноцветный логотип. Условные изображения располагают:

  • на воинских штандартах соединений;
  • на нарукавных знаках;
  • на наградах.

Употребление атрибутики содействует упрочению патриотических чувств и служебного долга военнослужащих.

Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНО ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 22 июня 2016 года

Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года

Глава 1.

На войска национальной гвардии возлагается выполнение следующих задач:1) участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;2) охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации;3) участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;4) участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции;5) участие в территориальной обороне Российской Федерации;6) оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации;7) федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;8) охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам;9) обеспечение по решению Президента Российской Федерации безопасности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и иных лиц.

Принят Государственной Думой 22 июня 2016 года Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года Глава 1.

Общие положения Статья 1. Войска национальной гвардии Российской Федерации и их предназначение Войска национальной гвардии Российской Федерации (далее — войска национальной гвардии) являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. На войска национальной гвардии возлагается выполнение следующих задач: 1) участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности; 2) охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации; 3) участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом; 4) участие в обеспечении режимов

Статья 21 нацгвардия

Полиции запрещено наносить человеку удары палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца. Нацгвардии это не запрещено. Специальные средства нацгвардии можно использовать для пресечения административных правонарушений, а незаконный митинг как раз является таковым (статья 20.2 КоАП РФ). УПРАВЛЕНИЕ НАЦГВАРДИЕЙ Статья 6 закона о нацгвардии гласит, что руководство войсками национальной гвардии осуществляет Президент РФ. Такое руководство включает в себя: определение задач нацгвардии, утверждение структуры и состава войск нацгвардии, утверждение штатной численности нацгвардии, назначение на должность главнокомандующего войсками нацгвардии и другие полномочия. Аналогичные полномочия были у Президента РФ в отношении внутренних войск, однако есть и различия.

Наличие описанных формулировок и внутренних противоречий позволяет сделать вывод, что в целом спасение людей (в условиях чрезвычайных ситуаций и массовых беспорядков) не является какой-то значимой целью для нацгвардии. Это косвенно подтверждается и перечнем случаев использования техники (в статье 22): спасение людей указано на последнем месте после освобождения заложников, освобождения захваченных объектов, охраняемых гвардией, защиты органов госвласти и др.

Президент РФ может принимать решение об использовании подразделений специального назначения органов ФСБ против находящихся за пределами России террористов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности России. ВЫВОДЫ: 1. Национальная гвардия получает более широкие полномочия и возможности, чем полиция и внутренние войска.

Однако эти более широкие возможности кроются в ряде деталей закона, а не в перечнях полномочий, которые можно считать во многом схожими.

2. В отличие от полиции нацгвардия может использовать спецсредства при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

Гаганов А. А. Автор Гаганов Александр Андреевич — эксперт Центра Сулакшина, к.ю.н. 3 июля 2016 года вступил в силу закон о войсках национальной гвардии. Инициатива принятия закона исходила от Президента РФ. Нацгвардия пришла на смену внутренним войскам, входившим в систему МВД, а также забрала некоторые полномочия у полиции.

Также это вызывает вопросы с точки зрения законодательной техники: законы, принятые с интервалом в пять лет, не единообразно используют терминологию.

Статья 2 закона о нацгвардии называет восемь основных задач войск нацгвардии.

Как это понимать? Хотим – спасаем, не хотим – не спасаем? Кто это будет решать? В законе о внутренних войсках участие совместно с органами внутренних дел в принятии неотложных мер по спасению людей было названо среди задач войск (статья 18). Статья 22 закона о нацгвардии называет случаи применения боевой и специальной техники, в том числе для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях. При этом в статье 22 даже нет оговорки, как в части 5 статьи 21 про использование оружия: «военнослужащий войск национальной гвардии не имеет права применять оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица». Это значит, что боевую технику можно применять для спасения граждан, даже если при этом могут пострадать случайные лица.

При этом закон содержит двойную оговорку о том, что сотрудник нацгвардии не имеет права применять оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Вторая часть оговорки звучит так: «за исключением случаев применения оружия в целях предотвращения (пресечения) террористического акта, освобождения заложников, отражения группового или вооруженного нападения на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, охраняемые войсками национальной гвардии, и на собственные объекты войск национальной гвардии». Аналогичные права и оговорки действуют в отношении сотрудников ФСБ. Перечень случаев применения боевой и специальной техники в целом сопоставим со случаями использования оружия.

Но и тут есть нюансы: одним из случаев использования оружия нацгвардией является «защита граждан, военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления».

В отличие от закона о полиции тут нет оговорки о том, что защита производится «от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья». Отсутствие массовых беспорядков в перечне случаев использования оружия не должно сбивать с толку: такое основание есть среди случаев для применения боевой техники. А согласно части 2 статьи 21 закона о нацгвардии военнослужащий войск национальной гвардии имеет право применять оружие во всех случаях, когда законом разрешено применение боевой и специальной техники. Практически все они перешли из аналогичной статьи 2 закона о внутренних войсках, утратившего силу с принятием закона о нацгвардии. Две задачи перешли от полиции (контроль оборота оружия, контроль частной охранной деятельности).

Во многом задачи нацгвардии пересекаются с задачами полиции: участие в охране общественного порядка, участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом, участие в обеспечении специальных режимов, оказание содействия погранслужбе.

Полиция по закону не участвует в «территориальной обороне», в отличие от внутренних войск и нацгвардии. Однако в законе о полиции есть норма о задействовании сил полиции при отражении вооруженных вторжений на территорию России, а также норма, согласно которой по решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности (миротворческие операции).

В частности, главнокомандующего внутренними войсками Президент РФ назначал на должность только по представлению министра внутренних дел РФ.

Теперь такого представления не требуется. Это также означает возможность смены главкома нацгвардии в любой момент по желанию Президента. Управление нацгвардией отличается от управления полицией. Полиция входит в систему МВД, руководит полицией министр внутренних дел и руководители территориальных органов МВД, а также руководители подразделений полиции.

Президент РФ определяет состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции.

Прямого руководства полицией Президент РФ не осуществляет.

Схема управления нацгвардией сопоставима с подчиненностью ФСБ.

Руководство деятельностью ФСБ также осуществляет Президент РФ, он назначает директора службы.

Президент устанавливает численность сотрудников ФСБ.

Одним из отличий нацгвардии от внутренних войск, которым она пришла на смену, является возможность привлечения войск нацгвардии для пресечения несанкционированных массовых мероприятий, даже если они не перерастают в массовые беспорядки. В законе о внутренних войсках (статья 18) был прямой запрет привлекать соединения и воинские части оперативного назначения и специальные моторизованные соединения и воинские части для пресечения несанкционированных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования ненасильственного характера. Для нацгвардии такого запрета нет. Интересно сравнение формулировок законов в части использования войск и полиции для спасения людей. В законе о полиции (статья 12) принятие при чрезвычайных ситуациях неотложных мер по спасению граждан названо обязанностью полиции. В статье 15 закона о нацгвардии неотложные меры по спасению людей названы лишь правом нацгвардии.

Войска национальной гвардии Российской Федерации и их предназначение

Войска национальной гвардии Российской Федерации (далее — войска национальной гвардии) являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.

Каковы задачи и полномочия войск Росгвардии?

Войска Национальной гвардии РФ осуществляют свою деятельность на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, единоначалия и централизации управления.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 226-ФЗ к задачам данных войск относятся:

  • участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;
  • охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством РФ;
  • участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;
  • участие в обеспечении режима чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции;
  • участие в территориальной обороне Российской Федерации;
  • оказание содействия пограничным органам Федеральной службы безопасности в охране Государственной границы РФ;
  • федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;
  • охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками Национальной гвардии РФ, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам.

В целях выполнения возложенных задач указанные войска осуществляют:

  • общие полномочия, перечисленные в ст. 9 Федерального закона № 226-ФЗ;
  • специальные полномочия (меры принуждения): задержание; вскрытие транспортного средства; вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (акватории); оцепление (блокирование) участков местности (акваторий), жилых и иных помещений, строений и других объектов; формирование и ведение банков данных о гражданах (ст. 10 – 14 Федерального закона № 226-ФЗ);
  • полномочия по обеспечению режима чрезвычайного положения, военного положения и правового режима контртеррористической операции, полномочия, связанные с участием в контртеррористической операции (ст. 15 Федерального закона № 226-ФЗ);
  • иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, Федеральным законом № 226-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Федеральная служба войск Национальной гвардии РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск Национальной гвардии РФ, оборота оружия, частной охранной деятельности и вневедомственной охраны.

Правовая основа деятельности войск национальной гвардии

Правовую основу деятельности войск национальной гвардии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (далее уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность войск национальной гвардии.

Какие функции будут у нового подразделения

  • Участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения
  • Участие в борьбе с терроризмом и в обеспечении правового режима контртеррористической операции
  • Участие в борьбе с экстремизмом
  • Участие в территориальной обороне Российской Федерации
  • Участие в охране важных государственных объектов и специальных грузов
  • Оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране государственной границы Российской Федерации
  • Осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также осуществление вневедомственной охраны

Каков общий состав войск Росгвардии?

Напомним, что войска Национальной гвардии РФ были созданы путем преобразования и включения в их структуру:

а) внутренних войск МВД РФ;

б) органов управления и подразделений МВД РФ, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также вневедомственную охрану, в том числе Центра специального назначения вневедомственной охраны МВД РФ;

в) специальных отрядов быстрого реагирования территориальных органов МВД РФ;

г) мобильных отрядов особого назначения территориальных органов МВД РФ;

д) Центра специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД РФ и авиационных подразделений МВД РФ;

е) ФГУП «Охрана» МВД РФ.

Национальной гвардии РФ как правопреемнику передаются органы управления, объединения, соединения, воинские части, военные образовательные организации высшего образования и иные организации внутренних войск МВД РФ, а также органы управления, подразделения, специальные отряды, отряды особого назначения, Центр специального назначения и авиационные подразделения МВД РФ, в том числе обязательства, возникшие в результате исполнения судебных решений.

В состав войск Росгвардии входят:

1) органы управления;

2) объединения, соединения и воинские части;

3) подразделения (органы), в которых в том числе проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции (далее – подразделения);

4) образовательные организации высшего образования и иные организации.

Органы управления объединений, органы управления соединений, воинские части, подразделения, образовательные организации высшего образования и иные организации войск Национальной гвардии РФ могут быть юридическими лицами в организационно-правовой форме государственного учреждения.

Для справки

Органы управления объединений, подразделения и организации войск Национальной гвардии РФ, являющиеся юридическими лицами, действуют на основании уставов, утверждаемых главнокомандующим этих войск.

Создание, реорганизация и упразднение (ликвидация) воинских частей и подразделений войск Росгвардии осуществляются главнокомандующим данных войск.

Согласно ст. 24 Федерального закона № 226-ФЗ в войсках Национальной гвардии РФ предусматриваются военная служба, служба в войсках Национальной гвардии РФ, государственная гражданская служба.

Комплектование войск Росгвардии осуществляется в соответствии с законодательством РФ:

  • военнослужащими – путем призыва граждан РФ на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан РФ на военную службу. При этом отбор граждан РФ, подлежащих призыву на военную службу, для службы в войсках Национальной гвардии РФ осуществляется по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области безопасности;
  • сотрудниками – путем добровольного поступления граждан РФ на службу в войска Национальной гвардии РФ;
  • федеральными государственными гражданскими служащими;
  • работниками.

Военнослужащие (сотрудники) войск Национальной гвардии РФ должны иметь необходимую профессиональную, правовую и физическую подготовку, умело владеть табельным оружием, специальными средствами и закрепленными за ними вооружением и техникой. Указанные лица подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством РФ.

Войскам Национальной гвардии РФ предоставляется право самостоятельно осуществлять отбор (в том числе на конкурсной основе) кандидатов для поступления на военную службу по контракту в названные войска. Они правомочны определять соответствие кандидатов требованиям, предъявляемым к гражданам, поступающим на военную службу (на службу) по контракту, в том числе путем психологических и психофизиологических исследований (обследований) с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде.

Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, на службу в войска Национальной гвардии РФ, осуществляется в медицинских организациях Национальной гвардии либо МВД РФ за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете указанным органам на эти цели.

Структуры, вошедшие в состав при формировании

В состав Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации включены:

  • Внутренние войска МВД России;
  • Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации, а также авиационные подразделения (из МВД России);
  • Специальные отряды быстрого реагирования (из территориальных органов МВД России);
  • Отряды мобильные особого назначения (из территориальных органов МВД России);
  • Органы управления и подразделения МВД России, осуществляющие деятельность в сфере вневедомственной охраны (из МВД России);
  • Органы управления и подразделения Управления по организации лицензионно-разрешительной работы (УЛРР) МВД России [10] , осуществляющие федеральный государственный контроль за оборотом оружия в сфере частной охранной деятельности (из МВД России).

В качестве подведомственной организации в ве́дение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от МВД России передано Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФГУП «Охрана» МВД России).

Подведомственные организации

В ве́дении Росгвардии находится Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (ФГУП «Охрана» Росгвардии) — государственное предприятие, частично действующее на основании Федерального закона «О ведомственной охране», в котором оно обозначено, как «военизированные и сторожевые подразделения организации, подведомственной Росгвардии» (статья 26). В отличие от ведомственной охраны, предприятие имеет право осуществлять на договорной основе охрану объектов всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности. Работники ФГУП «Охрана» Росгвардии используют специальные средства и боевое ручное стрелковое оружие, принятые на вооружение войск Росгвардии, а также служебное и гражданское оружие, разрешенное к обороту на территории Российской Федерации.

До 2016 года предприятие находилось в ве́дении Министерства внутренних дел Российской Федерации и называлось ФГУП «Охрана» МВД России.

На 10 марта 2019 года ФГУП «Охрана» является самой крупной вооруженной коммерческой охранной структурой в России и СНГ, при этом действующей только на основании правовых актов Росгвардии и в условиях, когда контролирующим органом предприятия является только Росгвардия, которая в свою очередь остаётся надзорным органом над другими юридическими лицами с особыми уставными задачами, в том числе частными охранными организациями.

Что имеют право делать военнослужащие Российской гвардии ?!

  • Задерживать граждан при подозрении на совершение преступления либо нарушения общественного порядка;
  • Служащие могут блокировать определенную территорию и контролировать ее (например, при организации и проведении санкционированных и несанкционированных митингов);
  • Применение при необходимости в целях защиты и обороны оружия, в том числе и огнестрельного оружия;
  • Применение и использование иных полномочий, которые подразумевает Федеральный закон.

Сотрудники организации могут и обязаны действовать строго в установленных законодательными нормами рамках, не причиняя либо причиняя минимальный ущерб гражданам и организациям. За нарушение норм и правил поведения сотрудники Российской гвардии могут нести уголовную, административную, дисциплинарную ответственность.

О вооружении Нацгвардии

В арсенале ВНГ имеются различные виды вооружения и военной техники:

  • электрошокеры, наручники;
  • пистолеты, пистолеты-пулеметы, пулеметы;
  • снайперские винтовки, автоматы, гранатометы;
  • автомобили и бронеавтомобили;
  • военно-транспортные самолеты и вертолеты;
  • артиллерийское вооружение.

Порядок применения огнестрельного оружия сотрудниками Нацгвардии регламентирован 21-ой статьей ФЗ, применение физического воздействия – 18-ой статьей, использование спецсредств – 20-ой статьей. Правила использования боевой и специальной техники прописаны в 22-ой статье ФЗ.

Дополнением к ФЗ является Приказ №128 о порядке ношения, хранения, выдачи оружия и спецсредств.

Порядок выдачи, хранения и ношения спецсредств

Получение, ношение и хранение устройств, относящихся к специальным средствам, осуществляется в соответствии с приказом командующего ВНГ №128. Боец допускается к получению спецсредств только после сдачи им нормативов по знанию и умению их использования, хранения и ношения. Проверку осуществляется специально создаваемая комиссия, состоящая из представителей ведомства нацгвардии.

Сотрудник получает только те спецсредства, что закреплены за ним. Непосредственно во время выдачи, или перед ней ответственное лицо (командир, старший подразделения) производит дополнительный инструктаж. Вместе с самими средствами, сотрудник получает необходимые для их ношения предметы экипировки, и приспособления для ухода за ними.

Выдаваться спецсредства могут в двух случаях:

  • Для непосредственного выполнения оперативной задачи, поставленной перед конкретным бойцом, или всем подразделением.
  • Для постоянного ношения, в целях обеспечения личной безопасности.

В последнем случае выдача производится на основании подаваемого сотрудником рапорта. Он рассматривается командованием в десятидневный срок, после чего принимается решение о выдаче спецредств, или отказывается в этом. Получая специальные средства, сотрудник расписывается в особом журнале, тем самым принимая на себя ответственность по их хранению и использованию в экстренных случаях. Храниться спецсредства по месту постоянного жительства сотрудника должны в условиях, не допускающих доступа к ним других лиц. В случае их утери или кражи, следует незамедлительно известить об этом непосредственного командира.

Порядок применения оружия

  • Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или военнослужащего войск национальной гвардии
  • Запрещается применять огнестрельное оружие при большом скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица
  • Разрешается применять огнестрельное оружие для самообороны при попытке задерживаемого лица приблизиться «с обнаженным холодным или огнестрельным оружием либо с предметами, с помощью которых военнослужащему войск национальной гвардии может быть нанесено телесное повреждение, сократив при этом указанное военнослужащим расстояние, а также при попытке прикоснуться к его огнестрельному оружию»
  • Военнослужащий Нацгвардии перед применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается (их) применение, … о том, что он является военнослужащим войск Росгвардии, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований военнослужащего войск Росгвардии
  • Исключением станут ситуации, когда промедление в применении физической силы или спецсредств «создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или военнослужащего войск национальной гвардии либо может повлечь за собой иные тяжкие последствия»
  • Военнослужащий должен действовать «с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности» действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, оружие или спецсредства, но при этом «обязан стремиться к минимизации любого ущерба», а пострадавшему гражданину — оказать первую помощь 

Применение физической силы

1. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на войска национальной гвардии задач, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для задержания и доставления в полицию лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении;

3) для преодоления противодействия законным требованиям военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии.

2. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств, оружия, боевой и специальной техники.

Применение специальных средств

1. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого военнослужащему (сотруднику) войск национальной гвардии;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление или воспрепятствовать исполнению военнослужащим (сотрудником) войск национальной гвардии возложенных на него обязанностей;

6) для доставления в полицию, а также в целях пресечения попытки побега в случае оказания лицом сопротивления военнослужащему (сотруднику) войск национальной гвардии, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств, плавучих средств (судов) и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, плавучего средства (судна), если лицо, управляющее этим транспортным средством, плавучим средством (судном), не выполнило законное требование сотрудника полиции или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии об остановке;

10) для защиты охраняемых войсками национальной гвардии объектов, сооружений, блокирования движения групп, совершающих противоправные действия;

11) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые войсками национальной гвардии объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, а также собственные объекты войск национальной гвардии.

2. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5, 7, 8, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) средства раздражающего действия – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5, 7, 8, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности – в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии вправе использовать подручные средства связывания;

4) водометы – в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) специальные окрашивающие и маркирующие средства – в случаях, предусмотренных пунктом 10 части 1 настоящей статьи;

6) ударно-шоковые средства – в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

7) электрошоковые устройства – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) светошоковые устройства – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) световые и акустические специальные средства – в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) светозвуковые средства отвлекающего воздействия – в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 6 – 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

11) средства разрушения преград – в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи;

12) средства принудительной остановки транспорта – в случаях, предусмотренных пунктами 9 – 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства сковывания движения – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5 части 1 настоящей статьи;

14) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, – в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

15) служебных животных – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи.

3. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение оружия.

4. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни или здоровью граждан или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии.

5. Не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия, средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам, консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях.

6. Иные ограничения, связанные с применением военнослужащим (сотрудником) войск национальной гвардии специальных средств, могут быть установлены руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Применение оружия

1. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять оружие в следующих случаях:

1) для защиты граждан, военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления;

2) для пресечения попытки завладеть оружием, боевой, специальной и иной техникой, собственными объектами войск национальной гвардии;

3) для освобождения заложников, пресечения террористических и иных преступных посягательств;

4) для задержания лиц, застигнутых при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающихся скрыться либо оказывающих вооруженное сопротивление;

5) для производства предупредительного выстрела, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении;

6) для пресечения попыток лиц незаконно проникнуть на территории (акватории) (покинуть территории (акватории) охраняемых войсками национальной гвардии объектов, а также постов и других мест несения войсками национальной гвардии боевой службы, если невозможно пресечь эти попытки иным способом;

7) для остановки транспортного средства, плавучего средства (судна) путем его повреждения, если водитель (капитан) отказывается остановиться, несмотря на законные требования сотрудников полиции или военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии;

8) для обезвреживания животного, угрожающего жизни или здоровью граждан или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии;

9) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности по основаниям, предусмотренным статьей 12 настоящего Федерального закона.

2. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применять оружие во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение боевой и специальной техники.

3. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применять оружие без предупреждения при отражении нападения с использованием оружия, боевой и специальной техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских или речных судов.

4. Запрещается применять оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни или здоровью граждан или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии.

5. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии не имеет права применять оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица, за исключением случаев применения оружия в целях предотвращения (пресечения) террористического акта, освобождения заложников, отражения группового или вооруженного нападения на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, охраняемые войсками национальной гвардии, и на собственные объекты войск национальной гвардии.

6. Вооруженным сопротивлением или вооруженным нападением признается сопротивление или нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с оружием или внешне не отличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

Применение боевой и специальной техники

1. Боевая и специальная техника, состоящая на вооружении войск национальной гвардии, применяется в следующих случаях:

1) для освобождения заложников, захваченных охраняемых войсками национальной гвардии объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, собственных объектов войск национальной гвардии, боевой, специальной и иной техники;

2) для защиты граждан, военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления;

3) для остановки транспортного средства, плавучего средства (судна) путем его повреждения, если водитель (капитан) отказывается остановиться, несмотря на законные требования сотрудников полиции или военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

4) для отражения группового или вооруженного нападения (в том числе с использованием транспортных средств) на охраняемые войсками национальной гвардии объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, собственные объекты войск национальной гвардии, на помещения, занимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями;

5) для пресечения деятельности незаконных вооруженных формирований;

6) для подавления сопротивления вооруженных лиц, отказывающихся выполнить законные требования военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии о прекращении противоправных действий и сдаче имеющихся у этих лиц оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и военной техники;

7) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях.

2. В случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8, 10 и 11 части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, по указанию соответствующего командира (начальника) – от командира воинской части войск национальной гвардии, ему равных и выше – или его заместителя могут применяться бронемашины с последующим обязательным уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента их применения.

Кому будет подчиняться Росгвардия РФ

  • Новый федеральный орган является органом исполнительной власти, следовательно, Росгвардия должна являться самостоятельным органом, находящимся, как и все силовые ведомства, в подчинении президенту
  • Главой подразделения назначен Виктор Золотов
  • Глава Росгвардии будет подчиняться непосредственно президенту России

Руководство Росгвардией РФ

Командование войсками осуществляется администрацией, представленной в таблице:

Золотов В. В. Директор Федеральной службы Нацгвардии, главнокомандующий войсками
Меликов С. А. Замдиректора Национальной гвардии
Ченчик С. М. Начальник штаба войск, заместитель главнокомандующего
Захаркин С. В. Замглавы ФС Нацгвардии РФ
Борукаев О. Б. Заместитель директора
Бабкин Ю. А. Замглавнокомандующего

Изменения в структуре МВД

Всестороннее преобразование структуры Министерства Внутренних Дел имеет целью уменьшение числа управленцев и сокращение затрат на довольствие личного состава. Реформирование осуществляется в следующих направлениях:

  • объединение ведомств (слияние ГИБДД с патрульно-постовой службой);
  • рекомбинация должностных обязанностей (передача МФЦ функций паспортных столов и гражданским организациям выдачу водительских прав);
  • перевод специалистов из статуса военнослужащих в категорию гражданских лиц;
  • переведение медицинских учреждений из подчинения МВД в подотчетность Министерства здравоохранения;
  • изменения в составе ФСИН;
  • новые кадровые назначения;
  • увеличение срока службы и изменение срока выхода на пенсию.

Как общаться с сотрудниками Росгвардии ?!

Если к вам подошли сотрудники Росгвардии, то в таком случае надо попросить предоставить документы, подтверждающие его личность и должностные обязанности. После этого обязательно спросите о причине обращения к вам. Обычно причины стандартные. Это проведение оперативно-розыскных мероприятий, подозрение на совершение преступления или общественного-противоправного деяния или если человек находится в розыске. Вы можете позвонить в отделение безопасности МВД или в 112 и спросить, действительно ли человек в форме, обратившийся к вам является представителем Росгвардии.

Как вести себя во время проверки правоохранителей?

  • Попросите сотрудника представиться, назвать свои должность, звание и предъявить служебное удостоверение.
  • Перепишите в блокнот или телефон его имя, фамилию, должность и звание.
  • Полезно спросить у сотрудника, задержаны ли вы, и узнать причины. Если законный повод для обращения к вам имеется, полицейский обязан разъяснить основания задержания, а также ваши права и обязанности. Аналогичное требование предъявляется к сотрудникам Росгвардии.
  • Внимательно выслушайте причину и цель обращения к вам.
  • Если сотрудник полиции отказывается выполнить ваши законные требования и не предъявляет служебное удостоверение, вежливо поясните, что он этим нарушает закон. Однако постарайтесь не усугублять положение – не стоит и дальше настаивать на своем. Просто перепишите номер его нагрудного знака. Помните, любой полицейский, несущий службу в общественном месте, независимо от должности и звания, обязан носить на форменной одежде нагрудный знак, позволяющий идентифицировать его.
  • Личный досмотр и досмотр вещей осуществляется лишь в случае необходимости для обнаружения орудий совершения правонарушения. Безосновательный досмотр нарушает ваши права.
  • Вы не обязаны по требованию правоохранителей разблокировать телефон и показать, например, наличие тех или иных мессенджеров, поскольку каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Конституция допускает ограничение этого права только на основании судебного решения.
  • Если вы предполагаете, что требования полицейского или росгвардейца носят незаконный характер, позвоните кому-нибудь из ваших близких и адвокату. Кратко изложите суть претензий правоохранителя, продиктуйте данные, идентифицирующие сотрудника, и сообщите, где вы находитесь. Также можно сразу позвонить по телефону 112 и оставить жалобу на действия полицейского.
  • Помните: активные действия по защите своих прав и стойкая позиция, основанная на законе, могут возыметь как положительный, так и отрицательный эффект. В любой ситуации нужно действовать исходя из конкретных обстоятельств, чтобы не навредить себе.

Что делать, если вас доставляют в отдел полиции?

  • Если есть возможность, включите диктофон или сделайте видеосъемку на телефон.
  • Ведите себя вежливо и тактично.
  • После того как вам разъяснили причину и основания задержания, уточните у полицейского, в какой отдел полиции вы будете доставлены. По возможности сразу же сообщите об этом близким или родственникам, позвоните юристу или адвокату.
  • Если сотрудник полиции, который вас задерживает, не представился – перепишите номер его нагрудного знака и обратите внимание на особые приметы. Запишите номер служебного автомобиля.
  • Не сопротивляйтесь требованиям сотрудника полиции. Исключение составляют случаи, когда требования являются явно незаконными, – в такой ситуации постарайтесь зафиксировать происходящее или сообщить об этом близким и адвокату. Важно: сопротивление даже незаконным действиям может привести к возбуждению уголовного дела против вас. По возможности позвоните по телефону 112 и оставьте жалобу.
  • Срок административного задержания не может превышать трех часов. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до 48 часов. Сразу же после прибытия в отдел полиции обратитесь к сотруднику с просьбой сделать отметку о вашем задержании в журнале задержанных, а также уведомить об этом ваших родственников, защитника либо администрацию по месту работы или учебы.
  • Вам должно быть предоставлено право на телефонный разговор не позднее трех часов с момента задержания и право на помощь защитника.
  • Незаконные действия сотрудника полиции или Росгвардии гражданин вправе обжаловать в административном или судебном порядке, а также в органы прокуратуры.

1 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ (ред. от 11 октября 2018 г.) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».

[spoiler title=»Источники»]

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D0%B3%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D1%8F
  • https://rosgvard.mosreg.su/
  • https://pravoved-plus.msk.ru/blog/pravo-primeneniya-sily-i-oruzhiya-sotrudnikami-rosgvardii/
  • https://prpr.su/stati/zakon-voisk-nacgvardii-21-statia/
  • https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=366928
  • https://www.klerk.ru/law/articles/449588/
  • https://tass.ru/politika/3178704
  • https://strelka-detector.ru/armiya-drugoe/primenenie-specsredstv-vng.html
  • https://www.audar-info.ru/na/editArticle/index/type_id/1/doc_id/392/release_id/11826/sec_id/50757/
  • https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/kak-dolzhny-vesti-sebya-politseyskie-i-rosgvardeytsy-pri-proverke-dokumentov-i-zaderzhanii/

[/spoiler]