87d358907c695efe
Работа вахтой от прямых работодателей без посредников. Доступны свежие вакансии для разных профессий и регионов.
Опубликовано: 27 октября, 2021
Содержание
Первоначальным военизированным органом правопорядка в России была опричнина, сформированная в 1565 году царём Иваном Грозным и расформированная в 1584 году. Затем долгое время в стране не существовало внутренних войск и лишь во времена Российской империи появились гарнизонные войска, а после неё, в 1811 году — Внутренняя стража. С этого момента отсчитывается официальное появление внутренних гарнизонных войск в стране. Затем, 28 апреля ( 10 мая ) 1827 служба была преобразована в Отдельный корпус жандармов Русской императорской армии, который, в дальнейшем, перешёл под командование МВД Российской империи. После русской революции 13 ( 26 ) апреля 1917 года жандармерия была упразднена и разделилась на Красную и Белую гвардии. После победы большевиков в гражданской войне Красная гвардия была переформирована в Конвойную стражу НКВД СССР, которая позднее была реформирована во Внутренние войска МВД СССР. Непосредственно предшествующим Национальной гвардии формированием являлись Внутренние войска МВД России, созданные в 1992 году. В состав войск вошли все бывшие формирования Внутренних войск МВД СССР, дислоцированные на территории РСФСР.
Термин «гвардия» в переводе с итальянского означает «стража, охрана». В подобные подразделения, не входящие в контингент основных войск, были собраны элитные воины, отличающиеся испытанной надежностью. Они в разные времена и в разных странах выполняли несходные обязанности, чаще всего защищая главу государства.
Во многих державах созданы подобные формирования, необходимость их диктуется политической и экономической обстановкой.
Российская Национальная гвардия комплектуется на базе:
Кроме того, в Росгвардию входят государственные охранные структуры с включенными в них ФСКН и ФМС, вневедомственная охрана.
Как правильно: Нацгвардия или Росгвардия?
Новую федеральную службу войск сокращенно назвали Росгвардией.
Для понимания того, что такое Национальная гвардия России, существенную роль играет то, что она не подчинена местным функционерам и руководителям силовых организаций. Выполняет приказы, полученные непосредственно из Кремля. Это позволяет ей поступать, не оглядываясь на региональных руководителей, оперативно и стремительно.
Многие правоведы считают, что работа Росгвардии не регламентирована правильным образом, потому что сотрудники этого ведомства могут задерживать людей без предварительного представления в отличии от полиции и это вызывает общественные возмущения. Еще одно существенное различие, которое кроется в правилах применения физической силы, специальных средств и оружия. Оба закона (ФЗ «О Росгвардии» и ФЗ «О полиции») разрешают сотрудникам действовать быстро и по обстоятельствам — но только при условии угрозы чьей-нибудь жизни или здоровью. Об этом говорится в статье 19 закона «О полиции».
По указам Президента РФ Росгвардия для распознавания ее представителей и частей получила символику, отличающуюся от знакомых эмблем прежних воинских соединений, включенных в состав новой структуры.
Толкование геральдических знаков, позволяющих понять, что такое Нацгвардия, приводится в таблице:
Символ | Интерпретация значения |
Флаг | Двустороннее прямоугольное белое полотно краповой расцветки с общегосударственным знаменем на фоне георгиевского креста и условным изображением войск Национальной гвардии справа |
Эмблема | Герб – двуглавый орел с короной на голове, выполненный в золотом или серебряном цветах, с распахнутыми крыльями, удерживающий в лапах перекрещенные регалии с блестящими лезвиями. В центре – трехгранный щит, закругленный сверху, обрамленный серебряной полосой с золотыми скреплениями |
Знак | Независимое изображение щита с перекрещенными мечами (без орла) |
Можно использовать в качестве геральдической эмблемы одноцветный логотип. Условные изображения располагают:
Употребление атрибутики содействует упрочению патриотических чувств и служебного долга военнослужащих.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНО ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят Государственной Думой 22 июня 2016 года
Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года
Глава 1.
На войска национальной гвардии возлагается выполнение следующих задач:1) участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;2) охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации;3) участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;4) участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции;5) участие в территориальной обороне Российской Федерации;6) оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации;7) федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;8) охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам;9) обеспечение по решению Президента Российской Федерации безопасности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и иных лиц.
Принят Государственной Думой 22 июня 2016 года Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года Глава 1.
Общие положения Статья 1. Войска национальной гвардии Российской Федерации и их предназначение Войска национальной гвардии Российской Федерации (далее — войска национальной гвардии) являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. На войска национальной гвардии возлагается выполнение следующих задач: 1) участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности; 2) охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации; 3) участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом; 4) участие в обеспечении режимов
Полиции запрещено наносить человеку удары палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца. Нацгвардии это не запрещено. Специальные средства нацгвардии можно использовать для пресечения административных правонарушений, а незаконный митинг как раз является таковым (статья 20.2 КоАП РФ). УПРАВЛЕНИЕ НАЦГВАРДИЕЙ Статья 6 закона о нацгвардии гласит, что руководство войсками национальной гвардии осуществляет Президент РФ. Такое руководство включает в себя: определение задач нацгвардии, утверждение структуры и состава войск нацгвардии, утверждение штатной численности нацгвардии, назначение на должность главнокомандующего войсками нацгвардии и другие полномочия. Аналогичные полномочия были у Президента РФ в отношении внутренних войск, однако есть и различия.
Наличие описанных формулировок и внутренних противоречий позволяет сделать вывод, что в целом спасение людей (в условиях чрезвычайных ситуаций и массовых беспорядков) не является какой-то значимой целью для нацгвардии. Это косвенно подтверждается и перечнем случаев использования техники (в статье 22): спасение людей указано на последнем месте после освобождения заложников, освобождения захваченных объектов, охраняемых гвардией, защиты органов госвласти и др.
Президент РФ может принимать решение об использовании подразделений специального назначения органов ФСБ против находящихся за пределами России террористов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности России. ВЫВОДЫ: 1. Национальная гвардия получает более широкие полномочия и возможности, чем полиция и внутренние войска.
Однако эти более широкие возможности кроются в ряде деталей закона, а не в перечнях полномочий, которые можно считать во многом схожими.
2. В отличие от полиции нацгвардия может использовать спецсредства при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.
Гаганов А. А. Автор Гаганов Александр Андреевич — эксперт Центра Сулакшина, к.ю.н. 3 июля 2016 года вступил в силу закон о войсках национальной гвардии. Инициатива принятия закона исходила от Президента РФ. Нацгвардия пришла на смену внутренним войскам, входившим в систему МВД, а также забрала некоторые полномочия у полиции.
Также это вызывает вопросы с точки зрения законодательной техники: законы, принятые с интервалом в пять лет, не единообразно используют терминологию.
Статья 2 закона о нацгвардии называет восемь основных задач войск нацгвардии.
Как это понимать? Хотим – спасаем, не хотим – не спасаем? Кто это будет решать? В законе о внутренних войсках участие совместно с органами внутренних дел в принятии неотложных мер по спасению людей было названо среди задач войск (статья 18). Статья 22 закона о нацгвардии называет случаи применения боевой и специальной техники, в том числе для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях. При этом в статье 22 даже нет оговорки, как в части 5 статьи 21 про использование оружия: «военнослужащий войск национальной гвардии не имеет права применять оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица». Это значит, что боевую технику можно применять для спасения граждан, даже если при этом могут пострадать случайные лица.
При этом закон содержит двойную оговорку о том, что сотрудник нацгвардии не имеет права применять оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.
Вторая часть оговорки звучит так: «за исключением случаев применения оружия в целях предотвращения (пресечения) террористического акта, освобождения заложников, отражения группового или вооруженного нападения на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, охраняемые войсками национальной гвардии, и на собственные объекты войск национальной гвардии». Аналогичные права и оговорки действуют в отношении сотрудников ФСБ. Перечень случаев применения боевой и специальной техники в целом сопоставим со случаями использования оружия.
Но и тут есть нюансы: одним из случаев использования оружия нацгвардией является «защита граждан, военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления».
В отличие от закона о полиции тут нет оговорки о том, что защита производится «от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья». Отсутствие массовых беспорядков в перечне случаев использования оружия не должно сбивать с толку: такое основание есть среди случаев для применения боевой техники. А согласно части 2 статьи 21 закона о нацгвардии военнослужащий войск национальной гвардии имеет право применять оружие во всех случаях, когда законом разрешено применение боевой и специальной техники. Практически все они перешли из аналогичной статьи 2 закона о внутренних войсках, утратившего силу с принятием закона о нацгвардии. Две задачи перешли от полиции (контроль оборота оружия, контроль частной охранной деятельности).
Во многом задачи нацгвардии пересекаются с задачами полиции: участие в охране общественного порядка, участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом, участие в обеспечении специальных режимов, оказание содействия погранслужбе.
Полиция по закону не участвует в «территориальной обороне», в отличие от внутренних войск и нацгвардии. Однако в законе о полиции есть норма о задействовании сил полиции при отражении вооруженных вторжений на территорию России, а также норма, согласно которой по решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности (миротворческие операции).
В частности, главнокомандующего внутренними войсками Президент РФ назначал на должность только по представлению министра внутренних дел РФ.
Теперь такого представления не требуется. Это также означает возможность смены главкома нацгвардии в любой момент по желанию Президента. Управление нацгвардией отличается от управления полицией. Полиция входит в систему МВД, руководит полицией министр внутренних дел и руководители территориальных органов МВД, а также руководители подразделений полиции.
Президент РФ определяет состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции.
Прямого руководства полицией Президент РФ не осуществляет.
Схема управления нацгвардией сопоставима с подчиненностью ФСБ.
Руководство деятельностью ФСБ также осуществляет Президент РФ, он назначает директора службы.
Президент устанавливает численность сотрудников ФСБ.
Одним из отличий нацгвардии от внутренних войск, которым она пришла на смену, является возможность привлечения войск нацгвардии для пресечения несанкционированных массовых мероприятий, даже если они не перерастают в массовые беспорядки. В законе о внутренних войсках (статья 18) был прямой запрет привлекать соединения и воинские части оперативного назначения и специальные моторизованные соединения и воинские части для пресечения несанкционированных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования ненасильственного характера. Для нацгвардии такого запрета нет. Интересно сравнение формулировок законов в части использования войск и полиции для спасения людей. В законе о полиции (статья 12) принятие при чрезвычайных ситуациях неотложных мер по спасению граждан названо обязанностью полиции. В статье 15 закона о нацгвардии неотложные меры по спасению людей названы лишь правом нацгвардии.
Войска национальной гвардии Российской Федерации (далее — войска национальной гвардии) являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.
Войска Национальной гвардии РФ осуществляют свою деятельность на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, единоначалия и централизации управления.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 226-ФЗ к задачам данных войск относятся:
В целях выполнения возложенных задач указанные войска осуществляют:
Федеральная служба войск Национальной гвардии РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск Национальной гвардии РФ, оборота оружия, частной охранной деятельности и вневедомственной охраны.
Правовую основу деятельности войск национальной гвардии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (далее уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность войск национальной гвардии.
Напомним, что войска Национальной гвардии РФ были созданы путем преобразования и включения в их структуру:
а) внутренних войск МВД РФ;
б) органов управления и подразделений МВД РФ, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также вневедомственную охрану, в том числе Центра специального назначения вневедомственной охраны МВД РФ;
в) специальных отрядов быстрого реагирования территориальных органов МВД РФ;
г) мобильных отрядов особого назначения территориальных органов МВД РФ;
д) Центра специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД РФ и авиационных подразделений МВД РФ;
е) ФГУП «Охрана» МВД РФ.
Национальной гвардии РФ как правопреемнику передаются органы управления, объединения, соединения, воинские части, военные образовательные организации высшего образования и иные организации внутренних войск МВД РФ, а также органы управления, подразделения, специальные отряды, отряды особого назначения, Центр специального назначения и авиационные подразделения МВД РФ, в том числе обязательства, возникшие в результате исполнения судебных решений.
В состав войск Росгвардии входят:
1) органы управления;
2) объединения, соединения и воинские части;
3) подразделения (органы), в которых в том числе проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции (далее – подразделения);
4) образовательные организации высшего образования и иные организации.
Органы управления объединений, органы управления соединений, воинские части, подразделения, образовательные организации высшего образования и иные организации войск Национальной гвардии РФ могут быть юридическими лицами в организационно-правовой форме государственного учреждения.
Для справки
Органы управления объединений, подразделения и организации войск Национальной гвардии РФ, являющиеся юридическими лицами, действуют на основании уставов, утверждаемых главнокомандующим этих войск.
Создание, реорганизация и упразднение (ликвидация) воинских частей и подразделений войск Росгвардии осуществляются главнокомандующим данных войск.
Согласно ст. 24 Федерального закона № 226-ФЗ в войсках Национальной гвардии РФ предусматриваются военная служба, служба в войсках Национальной гвардии РФ, государственная гражданская служба.
Комплектование войск Росгвардии осуществляется в соответствии с законодательством РФ:
Военнослужащие (сотрудники) войск Национальной гвардии РФ должны иметь необходимую профессиональную, правовую и физическую подготовку, умело владеть табельным оружием, специальными средствами и закрепленными за ними вооружением и техникой. Указанные лица подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством РФ.
Войскам Национальной гвардии РФ предоставляется право самостоятельно осуществлять отбор (в том числе на конкурсной основе) кандидатов для поступления на военную службу по контракту в названные войска. Они правомочны определять соответствие кандидатов требованиям, предъявляемым к гражданам, поступающим на военную службу (на службу) по контракту, в том числе путем психологических и психофизиологических исследований (обследований) с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде.
Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, на службу в войска Национальной гвардии РФ, осуществляется в медицинских организациях Национальной гвардии либо МВД РФ за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете указанным органам на эти цели.
В состав Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации включены:
В качестве подведомственной организации в ве́дение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от МВД России передано Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФГУП «Охрана» МВД России).
В ве́дении Росгвардии находится Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (ФГУП «Охрана» Росгвардии) — государственное предприятие, частично действующее на основании Федерального закона «О ведомственной охране», в котором оно обозначено, как «военизированные и сторожевые подразделения организации, подведомственной Росгвардии» (статья 26). В отличие от ведомственной охраны, предприятие имеет право осуществлять на договорной основе охрану объектов всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности. Работники ФГУП «Охрана» Росгвардии используют специальные средства и боевое ручное стрелковое оружие, принятые на вооружение войск Росгвардии, а также служебное и гражданское оружие, разрешенное к обороту на территории Российской Федерации.
До 2016 года предприятие находилось в ве́дении Министерства внутренних дел Российской Федерации и называлось ФГУП «Охрана» МВД России.
На 10 марта 2019 года ФГУП «Охрана» является самой крупной вооруженной коммерческой охранной структурой в России и СНГ, при этом действующей только на основании правовых актов Росгвардии и в условиях, когда контролирующим органом предприятия является только Росгвардия, которая в свою очередь остаётся надзорным органом над другими юридическими лицами с особыми уставными задачами, в том числе частными охранными организациями.
Сотрудники организации могут и обязаны действовать строго в установленных законодательными нормами рамках, не причиняя либо причиняя минимальный ущерб гражданам и организациям. За нарушение норм и правил поведения сотрудники Российской гвардии могут нести уголовную, административную, дисциплинарную ответственность.
В арсенале ВНГ имеются различные виды вооружения и военной техники:
Порядок применения огнестрельного оружия сотрудниками Нацгвардии регламентирован 21-ой статьей ФЗ, применение физического воздействия – 18-ой статьей, использование спецсредств – 20-ой статьей. Правила использования боевой и специальной техники прописаны в 22-ой статье ФЗ.
Дополнением к ФЗ является Приказ №128 о порядке ношения, хранения, выдачи оружия и спецсредств.
Получение, ношение и хранение устройств, относящихся к специальным средствам, осуществляется в соответствии с приказом командующего ВНГ №128. Боец допускается к получению спецсредств только после сдачи им нормативов по знанию и умению их использования, хранения и ношения. Проверку осуществляется специально создаваемая комиссия, состоящая из представителей ведомства нацгвардии.
Сотрудник получает только те спецсредства, что закреплены за ним. Непосредственно во время выдачи, или перед ней ответственное лицо (командир, старший подразделения) производит дополнительный инструктаж. Вместе с самими средствами, сотрудник получает необходимые для их ношения предметы экипировки, и приспособления для ухода за ними.
Выдаваться спецсредства могут в двух случаях:
В последнем случае выдача производится на основании подаваемого сотрудником рапорта. Он рассматривается командованием в десятидневный срок, после чего принимается решение о выдаче спецредств, или отказывается в этом. Получая специальные средства, сотрудник расписывается в особом журнале, тем самым принимая на себя ответственность по их хранению и использованию в экстренных случаях. Храниться спецсредства по месту постоянного жительства сотрудника должны в условиях, не допускающих доступа к ним других лиц. В случае их утери или кражи, следует незамедлительно известить об этом непосредственного командира.
1. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на войска национальной гвардии задач, в следующих случаях:
1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
2) для задержания и доставления в полицию лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении;
3) для преодоления противодействия законным требованиям военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии.
2. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств, оружия, боевой и специальной техники.
1. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:
1) для отражения нападения на гражданина или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии;
2) для пресечения преступления или административного правонарушения;
3) для пресечения сопротивления, оказываемого военнослужащему (сотруднику) войск национальной гвардии;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление или воспрепятствовать исполнению военнослужащим (сотрудником) войск национальной гвардии возложенных на него обязанностей;
6) для доставления в полицию, а также в целях пресечения попытки побега в случае оказания лицом сопротивления военнослужащему (сотруднику) войск национальной гвардии, причинения вреда окружающим или себе;
7) для освобождения заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств, плавучих средств (судов) и земельных участков;
8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
9) для остановки транспортного средства, плавучего средства (судна), если лицо, управляющее этим транспортным средством, плавучим средством (судном), не выполнило законное требование сотрудника полиции или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии об остановке;
10) для защиты охраняемых войсками национальной гвардии объектов, сооружений, блокирования движения групп, совершающих противоправные действия;
11) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые войсками национальной гвардии объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, а также собственные объекты войск национальной гвардии.
2. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применять следующие специальные средства:
1) палки специальные – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5, 7, 8, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
2) средства раздражающего действия – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5, 7, 8, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
3) средства ограничения подвижности – в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии вправе использовать подручные средства связывания;
4) водометы – в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
5) специальные окрашивающие и маркирующие средства – в случаях, предусмотренных пунктом 10 части 1 настоящей статьи;
6) ударно-шоковые средства – в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
7) электрошоковые устройства – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
8) светошоковые устройства – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
9) световые и акустические специальные средства – в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
10) светозвуковые средства отвлекающего воздействия – в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 6 – 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
11) средства разрушения преград – в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи;
12) средства принудительной остановки транспорта – в случаях, предусмотренных пунктами 9 – 11 части 1 настоящей статьи;
13) средства сковывания движения – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5 части 1 настоящей статьи;
14) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, – в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
15) служебных животных – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи.
3. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение оружия.
4. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни или здоровью граждан или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии.
5. Не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия, средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам, консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях.
6. Иные ограничения, связанные с применением военнослужащим (сотрудником) войск национальной гвардии специальных средств, могут быть установлены руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
1. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять оружие в следующих случаях:
1) для защиты граждан, военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления;
2) для пресечения попытки завладеть оружием, боевой, специальной и иной техникой, собственными объектами войск национальной гвардии;
3) для освобождения заложников, пресечения террористических и иных преступных посягательств;
4) для задержания лиц, застигнутых при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающихся скрыться либо оказывающих вооруженное сопротивление;
5) для производства предупредительного выстрела, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении;
6) для пресечения попыток лиц незаконно проникнуть на территории (акватории) (покинуть территории (акватории) охраняемых войсками национальной гвардии объектов, а также постов и других мест несения войсками национальной гвардии боевой службы, если невозможно пресечь эти попытки иным способом;
7) для остановки транспортного средства, плавучего средства (судна) путем его повреждения, если водитель (капитан) отказывается остановиться, несмотря на законные требования сотрудников полиции или военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии;
8) для обезвреживания животного, угрожающего жизни или здоровью граждан или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии;
9) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности по основаниям, предусмотренным статьей 12 настоящего Федерального закона.
2. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применять оружие во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение боевой и специальной техники.
3. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применять оружие без предупреждения при отражении нападения с использованием оружия, боевой и специальной техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских или речных судов.
4. Запрещается применять оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни или здоровью граждан или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии.
5. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии не имеет права применять оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица, за исключением случаев применения оружия в целях предотвращения (пресечения) террористического акта, освобождения заложников, отражения группового или вооруженного нападения на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, охраняемые войсками национальной гвардии, и на собственные объекты войск национальной гвардии.
6. Вооруженным сопротивлением или вооруженным нападением признается сопротивление или нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с оружием или внешне не отличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.
1. Боевая и специальная техника, состоящая на вооружении войск национальной гвардии, применяется в следующих случаях:
1) для освобождения заложников, захваченных охраняемых войсками национальной гвардии объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, собственных объектов войск национальной гвардии, боевой, специальной и иной техники;
2) для защиты граждан, военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления;
3) для остановки транспортного средства, плавучего средства (судна) путем его повреждения, если водитель (капитан) отказывается остановиться, несмотря на законные требования сотрудников полиции или военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
4) для отражения группового или вооруженного нападения (в том числе с использованием транспортных средств) на охраняемые войсками национальной гвардии объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, собственные объекты войск национальной гвардии, на помещения, занимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями;
5) для пресечения деятельности незаконных вооруженных формирований;
6) для подавления сопротивления вооруженных лиц, отказывающихся выполнить законные требования военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии о прекращении противоправных действий и сдаче имеющихся у этих лиц оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и военной техники;
7) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях.
2. В случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8, 10 и 11 части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, по указанию соответствующего командира (начальника) – от командира воинской части войск национальной гвардии, ему равных и выше – или его заместителя могут применяться бронемашины с последующим обязательным уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента их применения.
Командование войсками осуществляется администрацией, представленной в таблице:
Золотов В. В. | Директор Федеральной службы Нацгвардии, главнокомандующий войсками |
Меликов С. А. | Замдиректора Национальной гвардии |
Ченчик С. М. | Начальник штаба войск, заместитель главнокомандующего |
Захаркин С. В. | Замглавы ФС Нацгвардии РФ |
Борукаев О. Б. | Заместитель директора |
Бабкин Ю. А. | Замглавнокомандующего |
Всестороннее преобразование структуры Министерства Внутренних Дел имеет целью уменьшение числа управленцев и сокращение затрат на довольствие личного состава. Реформирование осуществляется в следующих направлениях:
Если к вам подошли сотрудники Росгвардии, то в таком случае надо попросить предоставить документы, подтверждающие его личность и должностные обязанности. После этого обязательно спросите о причине обращения к вам. Обычно причины стандартные. Это проведение оперативно-розыскных мероприятий, подозрение на совершение преступления или общественного-противоправного деяния или если человек находится в розыске. Вы можете позвонить в отделение безопасности МВД или в 112 и спросить, действительно ли человек в форме, обратившийся к вам является представителем Росгвардии.
1 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ (ред. от 11 октября 2018 г.) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
Нет комментариев