Содержание

Предыстория

Войска национальной гвардии Российской Федерации имеют исторические параллели с военизированными формированиями в истории России. В 1566 году в Русском царстве был сформирован отряд в 1000 человек, отобранных из «опричных» уездов (начало образования опричного войска). В дальнейшем число «опричников» достигло 6000 человек. В Опричное войско включались также и отряды стрельцов с опричных территорий. Но это не жильцы. Царь Иван Грозный ввёл для «охранения Москвы» институт так называемых «жильцов». По нарядам воевод на «житие в столицу» направлялись дворяне, которые составили войско численностью до 3 000 человек, они сменялись каждые три месяца. Функции поддержания общественного порядка до 1565 года исполнялись опричниками. Затем из них царь создал особое «опричное войско». В дальнейшем, по южным городам тогдашнего Русского царства были размещены «жилые полки», которые служили своего рода пограничной стражей.

«Жилые полки» были заменены Петром Первым «гарнизонными войсками», особым типом войск, состоявшим из прежних городовых стрельцов, солдат, рейтаров и из неспособных (старых, женатых и тому подобное) к полевой службе людей новых регулярных полков. До этого времени их функции исполняли царская пехота и городовые казаки.

В 1811 году несколькими указами Александра I: от 16 и 17 января, и от 27 марта поэтапно были созданы подразделения с названием Инспекция внутренней стражи. 30 марта 1816 года (на основании указа «О именовании внутренней стражи Отдельным корпусом внутренней стражи») подразделения Инспекции внутренней стражи были сведены и переименованы в Отдельный корпус внутренней стражи (ОКВС),

1 ( 13 ) февраля 1817 года, в составе ОКВС, на основании утверждённого положения «Об учреждении жандармов внутренней стражи», были сформированы подразделения жандармов. Обязанности жандармов совпадали с обязанностями внутренней стражи, за исключением сбора податей и охраны присутственных мест и острогов.

В 1864 году в результате военной реформы Отдельный корпус внутренней стражи был упразднён и были созданы местные войска.

В 1836 году жандармские подразделения внутренней стражи были переданы в состав Корпуса жандармов, созданного ещё в 1827 году под эгидой III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. В результате чего Корпус жандармов реорганизован в Отдельный корпус жандармов, с созданием на территории Империи нескольких (сначала пять, потом восемь) жандармских округов.

Кра́сная гва́рдия — добровольные вооружённые отряды, создававшиеся территориальными партийными организациями РСДРП(б), союзными ей организациями, Советами рабочих депутатов и ревкомами для осуществления революции 1917 года в России, основная форма вооружённых организаций большевиков во время подготовки и осуществления Октябрьской революции и первых месяцев Гражданской войны. Отряды Красной гвардии общероссийского командования не имели, создавались и расформировывались решениями партийных и советских органов на местах. В июне 1918 года влилась в РККА.

После Октябрьской революции перед Советским государством остро встал вопрос организации внутренней безопасности. Требовалось создание государственных органов, которые смогли предотвратить как контрреволюционное движение, так и проводить борьбу с преступностью на подконтрольных ей территориях. С этой целью в период с января по март 1918 года создаются первые вооружённые отряды при ВЧК и чрезвычайных комиссиях на местах. Позже в марте 1918 года происходит объединение местных отрядов Народных комиссариатов в Боевые Отряды ВЧК.

10 июля 1934 года ЦИК СССР постановил создать общесоюзный Народный комиссариат внутренних дел (НКВД). Этим же постановлением Войска ОГПУ разделены на пограничную и внутреннюю охрану НКВД СССР, или внутренние войска (с 1946 года — МВД СССР). В период с 1 сентября 1939 года по 21 марта 1989 года Внутренние войска входили в структуру Вооружённых Сил СССР, а подчинялись Министерству внутренних дел СССР. 3 января 1960 года Совет Министров СССР упраздняет Министерство внутренних дел СССР, передав его функции министерствам внутренних дел союзных республик. Соответственно, Внутренние войска распределяются по союзным республикам и переходят в подчинение республиканских МВД по региональному принципу. С 1968 года Внутренние войска снова оказываются в структуре МВД СССР. 21 марта 1989 года указом Президиума Верховного Совета СССР Внутренние войска МВД СССР (наряду с Пограничными войсками КГБ СССР и Железнодорожными войсками) были выведены из состава Вооружённых Сил СССР. 25 декабря 1991 года в результате Распада СССР Внутренние войска МВД СССР прекращают своё существование. Части и соединения Внутренних войск вошли в состав Внутренних войск и Вооружённых сил государств-членов образовавшегося на постсоветском пространстве Содружества Независимых Государств.

Немного о предыстории создания Росгвардии

Я помню, сколько споров было после указа Путина. Сколько ярлыков было навешано на новую структуру. Сколько грязи было вылито лично на главу Росгвардии Виктора Золотова. «Путин создает личную силовую структуру», «Личный охранники Путина становится во главе мощного силового ведомства», «В России появилась новая жандармерия» и так далее.
Но профессионалам к этому времени уже было понятно, что создание нового ведомства — это не спонтанное решение лично Путина, а простая логика развития силовых структур России. Реформа давно готовилась, и даже то, что главные участники» реформы, Колокольцев и Золотов, узнали об указе всего за сутки до его обнародования (по сведениям некоторых источников, близких к этим руководителям), противодействия с их стороны не было. Глава МВД и главнокомандующий внутренними войсками — профессионалы.
Напомню, указ № 157 превратил два силовых ведомства, Госнаркоконтроль (ФСКН) и Федеральную миграционную службу (ФМС), в главки МВД России. Одновременно из состава МВД были выведены внутренние войска. Таким образом, МВД достаточно сильно укрупнилось, что сделало его в случае сохранения ВВ в составе министерства сравнимой по численности с армией России. Вывод ВВ сокращал количество сотрудников МВД на треть.
Пожалуй, не было в России силовой структуры, которая была бы стабильна после 1991 года. Ужас Запада перед «всемогущим» КГБ и другими «советскими» силовиками вынуждал западных политиков давить на новое российское правительство с целью уничтожения этих структур. Я бы назвал 90-е временем разнонаправленного реформирования силовиков в России. Многие помнят, сколько профессионалов тогда ушло из органов «по собственному желанию».
Помните, как из бывшего КГБ в период 1991-1994 года «ушли» СВР (Служба внешней разведки), ФСО (Федеральная служба охраны), ФАПСИ, ФПС? Многие уже забыли, что совсем недавно у нас даже самой службы безопасности на федеральном уровне не было! Напомню, с 1993 по 1995 год в России была Федеральная служба контрразведки, но не было ФСБ!
При этом МВД России усиливалось. Связано это было с тем, что именно МВД являлось опорой президента Ельцина. Первый раз МВД, точнее, ВВ МВД, доказали свою преданность Ельцину в октябре 1993 года. Именно тогда солдаты и офицеры ВВ выполнили приказ без сомнений — при том, что армейские подразделения и силовики ФСК отказывались стрелять в Белый дом.
Армейская структура ВВ МВД и наличие сильных отрядов ОМОНа и СОБРа позволили министерству активно участвовать в боевых действиях на Кавказе во время первой и второй чеченских войн. Часть сотрудников помогала местным полицейским организовать службу, но большинство участвовало в войнах именно как армейские подразделения.
В конечном итоге даже президент Ельцин испугался мощи МВД. Помните указ от 1998 года о передаче полномочий по конвоированию спецконтингента и охране исправительных учреждений в Министерство юстиции? Это как раз и было попыткой сужения полномочий МВД.

Внутренние войска МВД России

Внутренние войска МВД России созданы 24.09.1992 года с принятием закона Российской Федерации N 3534-1 «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» после распада СССР. В состав войск вошли все бывшие формирования Внутренних войск МВД СССР, дислоцированные на территории РСФСР.

Идея создания национальной гвардии возникла в начале 1990-х годов, об этом, в частности, телеканалу РБК сообщил вице-президент России (1991—1993) А. Руцкой.

2 апреля 2012 года появились сообщения о новой попытке создать национальную гвардию в России, подчинённой непосредственно Президенту Российской Федерации на базе внутренних войск МВД России и других силовых структур, в том числе за счёт части сил и средств, входящих в армию, авиацию, флот и военную полицию Минобороны России, а также подразделений МЧС России.

Войска национальной гвардии Российской Федерации были преобразованы из Внутренних войск МВД России указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года. Правовая основа деятельности Росгвардии регламентирована Федеральным законом РФ от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках Национальной гвардии Российской Федерации» (принят ГД РФ 22 июня 2016 года, одобрен СФ РФ 29 июня 2016 года, подписан Президентом РФ 3 июля 2016 года).

Для чего создали национальную гвардию России

Почему власти инициировали создание Нацгвардии именно сейчас? Есть несколько гипотез.

Согласно первой из них, Путина настолько пугает возможность реализации в России сценария цветной революции, что он решил сыграть на опережения и создать структуру, которая способна подавить любой бунт. Действительно, уровень жизни в стране падает, это касается и столицы, и регионов. Опыт протестов на Болотной площади в начале 2012 года показал, что протестный потенциал в России существует. Правда, со времени тех событий много чего изменилось, но гипотетическая опасность осталась.

Сегодня в распоряжении властей несколько десятков тысяч бойцов СОБРа и ОМОНа, а этого может быть недостаточно даже для подавления серьезных беспорядков в столице. В 2012 году их пришлось экстренно свозить в Москву разными видами транспорта.

Национальная гвардия России 2020: состав и полномочия

Для осмотра и задержания гвардейцам будет не нужна санкция прокурора или судебное решение. Только потом они могут проинформировать прокурора «по усмотрению своего руководителя». Неизвестно, останется ли подобная норма в законопроекте, но подобных полномочий не имеет ни одно российское федеральное силовое ведомство.

Однако подобная гипотеза вызывает скепсис. Несмотря на экономические неурядицы, роста протестной активности в России не наблюдается. Общество расколото, оглушено пропагандой, не имеет лидеров. В такой ситуации с любыми беспорядками можно легко справиться и силовыми инструментами, имеющимися в наличии.

Некоторые из экспертов высказывают мысль, что Путин создает личную армию (около 400 тыс. человек), чтобы гарантировано избежать дворцового переворота.

События последних лет, западные санкции, политика самоизоляции не могут не вызывать раздражения части российской элиты. А любая цветная революция всегда начинается именно с раскола в элитах, и украинский Майдан – наглядное тому подтверждение.

Будет ли подобная военизированная структура эффективна в этом случае – вопрос спорный. Как показывает исторический опыт, гвардия часто остаются в стороне во время мятежа или принимают участие в нем. Гвардейские части не пошевелили и пальцем, чтобы спасти последнего российского императора Николая II.

После создания Национальной гвардии подразделения МВД (СОБР, ОМОН) будут меньше зависеть от региональных властей и станут более контролируемые для федерального центра.

Национальная гвардия России 2020: состав и полномочия

Еще одну интересную теорию, которая объясняет необходимость создания национальной гвардии, выдвинули журналисты «Новой газеты». По их мнению, национальная гвардия – это, в первую очередь, удар по главе Чеченской Республики Рамзану Кадырову. Дескать, таким образом федеральный центр пытается выбить из рук своевольного регионального лидера его основной козырь – военизированные структуры, которые номинально входят в состав МВД РФ, но подчиняются лично Кадырову.

По мнению российских журналистов, после вхождения чеченских батальонов в состав нацгвардии они окажутся уже не так преданы чеченскому лидеру, а будут контролироваться федеральным центром. Подобная теория звучит довольно наивно: чеченские подразделения и сегодня являются частью российских силовых структур, но фактически они подчиняются только Кадырову. Восток, как известно, дело тонкое. И Кавказ не является исключением.

Национальная гвардия России 2020: состав и полномочия

Формально чеченские подразделения могут подчиняться новому главнокомандующему, но по сути все останется по-прежнему. Кроме того, у Золотова прекрасные личные отношения с Рамзаном Ахматовичем (в отличие от многих других федеральных силовиков), так что вопросы взаимодействия, скорее всего, будут решаться на личном уровне.

Нынешнее преобразование, начавшееся с президентского указа, может серьезно нарушить устоявшийся баланс между российскими силовыми ведомствами. Больше всего пострадает МВД, которое лишится части структур и значительных финансовых потоков.

МВД лишается специальных подразделений (СОБР, ОМОН), у него отбирают вневедомственную охрану, контроль над оборотом оружия. Это серьезный удар. Правда, в состав МВД теперь войдет ФКСН и ФМС – но это неравноценная замена.

Кроме того, отсутствие отрядов быстрого реагирования и ОМОНа может серьезно усложнить работу полиции, бойцов этих подразделений часто привлекают для задержания преступников или других операций. Если они будут находиться в подчинении другого ведомства, это серьезно усложнит жизнь полицейским.

Пока давать оценку новой силовой структуры еще рано. Для проведения подобной реформы необходимо несколько лет.

Национальная гвардия России 2020: состав и полномочия

Путин устраняет перекос

После избрания Владимира Путина президентом России силовики вздохнули свободнее. Мы часто говорим и пишем о том, что наш президент — выходец из КГБ. Причем в большинстве случаев это обстоятельство упоминается в негативном ключе. Благодаря прозападным либералам упоминание о Комитете стало чем-то вроде клейма.
Люди, которые знают больше, чем обычный обыватель. Умеют больше, чем простой человек. Могут больше, чем обычный человек. Умеют анализировать и прогнозировать развитие ситуации на несколько шагов вперед. Именно эти качества продемонстрировал новый президент. Сегодня можно говорить об этом уверенно.
Помните довольно болезненные реформы, которые прошли малозаметно для обывателя, но вызвали множество протестов у специалистов? Чего стоит реформа прокуратуры, когда это ведомство лишилось права возбуждать дела! Этим стал заниматься Следственный комитет. Сколько продолжался конфликт генерального прокурора Юрия Чайки и главы Следкома Александра Бастрыкина из-за распределения полномочий…
А создание военной полиции? Сколько споров было между руководством МО и ФСБ! Тогдашний министр обороны очень хотел создать собственную силовую структуру, которая самостоятельно бы занималась преступлениями в армии, а органы безопасности не хотели лишаться контрразведки в армии. Да и Следком не хотел отказываться от работы в войсках.
Время показало, что решения были приняты верные. Сегодня трения между ведомствами устранены, и система начала работать эффективно. Одним из таких решений стало создание Росгвардии.
Мы привыкли к тому, что власть реагирует чаще всего на последствия. По крайней мере, так бывает чаще всего. Пока нет терактов, общество молчит. Но стоит произойти трагедии, общество закипает. «Куда смотрели силовики?», «Почему не предусмотрели?» И тому подобное.

Задачи

На Войска национальной гвардии Российской Федерации возложено решение следующих основных задач:

  • участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;
  • охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утверждёнными Правительством Российской Федерации;
  • участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;
  • участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции;
  • участие в территориальной обороне Российской Федерации;
  • оказание содействия пограничным органам ФСБ России в охране Государственной границы России;
  • федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;
  • охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране Войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утверждённым Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам.
  • обеспечение по решению Президента Российской Федерации безопасности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и иных лиц.

На Войска национальной гвардии могут быть возложены иные задачи решениями Президента Российской Федерации, принятыми в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Структура

Войска национальной гвардии Российской Федерации преобразованы из Внутренних войск МВД России с сохранением структуры ВВ МВД России и возглавляются директором Росгвардии — главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации.

До 2018 года запланирован переход на военную службу в войска национальной гвардии сотрудников, проходящих службу в спецподразделениях СОБР и ОМОН территориальных органов МВД России, центра специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России, которые находились в оперативном подчинении МВД России и соответствующих руководителей территориальных органов МВД России. В ходе организационно-штатных мероприятий, особое внимание при реорганизации в войска национальной гвардии будет уделяться высшему государственному образованию офицеров МВД России, их дипломам, факультетам (специальностям) и учебным заведениям.

Указом Президента Российской Федерации, штатная численность центрального аппарата Росгвардии составляет 2100 сотрудников.

Личный состав

В войсках национальной гвардии предусматриваются:

— военная служба,

— служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации (сотрудники),

— государственная гражданская служба.

Личный состав войск национальной гвардии включает в себя:

— военнослужащих,

— сотрудников,

— лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) войск национальной гвардии.

Комплектование войск национальной гвардии осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:

— военнослужащими — путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу;

— сотрудниками — путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на службу в войска национальной гвардии;

— федеральными государственными гражданскими служащими;

— работниками.

История и современность подразделений лицензионно-разрешительной работы в системе МВД России и Росгвардии

12 февраля 1969 года приказом МВД СССР в Управлении административной службы милиции Министерства внутренних дел СССР был образован 4 отдел, на который возлагались функции по осуществлению разрешительной работы. Этот день в настоящее время является Днем создания подразделений лицензионно-разрешительной работы.

Лицензионно-разрешительная работа в Росгвардии – это система норм, стандартов, требований, устанавливающих порядок, закрепляющих и охраняющих правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного оружия, осуществлении частной детективной и охранной деятельности.

Основными задачами ее являются исполнение законодательства об обороте оружия, частной детективной и охранной деятельности, соблюдение порядка приобретения, учета, хранения, перевозки и использования оружия, предотвращение поступления их в незаконный оборот и попадания в преступную среду.

На всех исторических этапах развития свободного демократического Российского государства применение разрешительных мер в регулировании оборота оружия и взрывчатых веществ, а также в контроле за частной детективной и охранной деятельностью являлось одной из эффективных форм правоохранительной деятельности и способствовало поддержанию общественного порядка в стране.

На Руси огнестрельное оружие появилось в XIV веке. Практически с этого времени и стали появляться нормативно закрепленные положения, определяющие порядок хранения, ношения оружия, санкции за нарушение данных предписаний. Контроль за их выполнением возлагался на различных должностных лиц правоохранительных органов Российской империи. Между тем о целостной системе, занимающейся комплексом вопросов, связанных с разрешительной работой, судя по имеющимся у нас историческим документам, в рассматриваемый период говорить не приходится.

Разрешительная система существует в России с середины XIX века, а первый законодательный акт, рассматривавший вопросы контроля за оружием, был подписан Петром Первым 14 февраля 1700 года. До 1917 года в Российской Империи разрешение на приобретение огнестрельного оружия гражданам выдавалось губернаторами, градоначальниками и полицмейстерами.

Развитие института разрешительной системы связано с рождением Советского государства, которое в начальный период своего существования, наряду с важнейшими историческими декретами о мире, о национализации земли, крупной промышленности и торговли, банков, железных дорог, издало ряд декретов, устанавливающих разрешительную систему во многих сферах общественной жизни.

Важнейшее направление деятельности органов внутренних дел, а теперь и Росгвардии – контроль за оборотом оружия — постоянно находилось и находится
в центре внимания.

В период образования и упрочения государства разрешительная система являлась средством сохранения завоеваний революции, и главным ее назначением было обеспечение государственной безопасности.

Исторический опыт свидетельствует, что отсутствие контроля за распространением оружия, например, огнестрельного, приводит к большой его концентрации у населения, то есть порождает причины, способствующие осложнению оперативной обстановки.

Первым нормативным актом, регулирующим деятельность правоохранительных органов (военно-революционные комитеты и чрезвычайные комиссии) по осуществлению контроля за оборотом оружия и взрывчатых веществ, стал изданный Советом Народных Комиссаров 10 февраля 1918 г. «Декрет о сдаче оружия», обязывающий все население сдать находящееся у него оружие, в том числе и холодное. Основной задачей, поставленной перед соответствующими органами, являлось изъятие у населения оружия (исправные и неисправные винтовки, пулеметы и револьверы всех систем, патроны к ним и шашки всякого образца).
За укрывательство оружия, задержку и противодействие сдаче его виновные подвергались лишению свободы на срок от 1 до 10 лет.

Этим декретом все выданные ранее разрешения на хранение оружия объявлялись недействительными, а лица, имевшие оружие, были обязаны сдать его. Оружие не отбиралось только у членов партии по представлению комитетов РКП(б), но они могли иметь не более одной винтовки и одного револьвера. При этом оружие не обезличивалось, а закреплялось за владельцем.

Контроль за хранением и использованием огнестрельного оружия осуществлялся военно-революционными комитетами и чрезвычайными комиссиями.

В начале 20-х годов к выполнению этой функции стала привлекаться и милиция. Декретом СНК РСФСР от 12 июля 1920 г. «О выдаче и хранении огнестрельного оружия и обращении с ним» на милицию совместно с ВЧК возлагаются функции по осуществлению контроля за выполнением правил выдачи и хранения оружия. Предусматривалась административная и судебная ответственность за незаконное хранение огнестрельного оружия. Судебная ответственность предусматривала наказание на срок не ниже 6 месяцев.

28 июля 1920 г. принят Декрет «Об охоте», которым ограничивался круг лиц, имеющих право на охотничьи ружья. Выдача удостоверений на право охоты производилась органами народного Комиссариата земледелия, а регистрация оружия и учет боеприпасов – органами НКВД.

С мая 1922 г., с принятием первого Уголовного кодекса РСФСР, вводится уголовная ответственность за хранение огнестрельного оружия без надлежащего разрешения (ст. 220 предусматривала лишение свободы от 7 месяцев до 1 года). В дальнейшем ответственность за незаконное хранение оружия неоднократно усиливалась. Там же была предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил и обязательных постановлений, регламентировавших открытие и эксплуатацию типографий (принудительные работы или штраф до 300 рублей золотом).

Декретом СНК РСФСР от 9 июля 1924 г. более подробно были перечислены виды оружия и боеприпасов, разрешенные к обращению. Торговля огнестрельным оружием предусматривалась с разрешения органов милиции и ОГПУ. В том же году впервые постановлением ВЦИК СССР в целях установления на всей территории СССР единообразного порядка все находящееся в пределах СССР оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества подразделялись на три категории: «А», «Б» и «В». Значение постановления заключалось в том, что оно позволило изъять из оборота оружие военного образца (боевое).

Дальнейшему развитию разрешительной системы способствовали принятые в 1927 г. постановление ВЦИК и СНК от 3 сентября и постановление СНК РСФСР от 8 октября: более подробно распределили компетенцию структурных подразделений административных отделов и соответствующих органов ОГПУ по контролю за оборотом оружия. В них содержались нормы, предоставляющие права на выдачу разрешений и регистрацию нарезного охотничьего оружия районным административным отделениям и волостной милиции. Характерно, что разрешение на приобретение, хранение и пользование оружием выдавалось без ограничения срока.

В промышленных районах приобретение, хранение и пользование огнестрельным нарезным охотничьим оружием допускалось без получения особого разрешения, но с обязательной последующей регистрацией. Приобретение, хранение и пользование охотничьим, как огнестрельным (нарезным и гладкоствольным), так и холодным, оружием лицам, лишенным избирательного права, запрещалось.

В этот период расширяются полномочия милиции в области контроля за осуществлением правил разрешительной системы не только за оборотом огнестрельного оружия, но и за соблюдением правил открытия полиграфических предприятий, порядка отпуска и продажи печатных машин, шрифтов, множительных аппаратов.

Формы и методы административного надзора по проведению в жизнь указанных правил были определены в специальной инструкции. Отделом строевой и наружной службы Главного управления милиции СНК РСФСР от 26 мая 1930 г. разрешение на приобретение, хранение и пользование нарезным охотничьим оружием стало выдаваться сроком на три года.

В связи с изданием положения о рабоче-крестьянской милиции постановлением ВЦИК и СНК РСФСР 1 января 1932 г. были внесены изменения в уголовно-процессуальный и гражданско-процессуальный кодексы Российской Федерации. Это не могло не отразиться на деятельности органов внутренних дел по контролю за оборотом оружия. Так, например, постановлением СНК РСФСР от 17 февраля 1932 г. был установлен новый порядок приобретения, хранения и использования охотничьего и спортивного оружия, боеприпасов к нему, отпуска взрывчатых и детонирующих средств. Милиция выдавала соответствующие разрешения и осуществляла контроль за соблюдением установленных правил.

В середине 30-х годов объектом разрешительной системы стало также и холодное оружие. Правовой основой было постановление ЦИК и СНК СССР от 29 марта 1935 г. Оно предусматривало упорядочение изготовления и сбыта холодного оружия и устанавливало административный надзор НКВД за выполнением этих правил.

Главным управлением милиции НКВД СССР была издана инструкция, в соответствии с которой ношение холодного оружия разрешалось лишь лицам, которым оно было необходимо по роду деятельности. Продажа холодного оружия осуществлялась под наблюдением милиции и только через магазины государственной и кооперативной торговли. Необходимо отметить, что милиция проводила в то время значительную работу по выявлению и изъятию холодного оружия, привлечению к ответственности лиц, нарушавших установленные правила его приобретения.

Таким образом, в середине 30-х годов сложилась определенная система правового регламентирования оборота оружия.

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. деятельность органов внутренних дел в части разрешительной системы осуществлялась в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении».

В послевоенные годы совершенствование правовой базы деятельности милиции по осуществлению разрешительной системы связано с принятием в 1958 г. Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, а 27 октября 1960 г. Уголовного кодекса РСФСР. С этого времени проблемы разрешительной системы стали приобретать законодательную форму.

Вместе с тем следует отметить, что до 1969 г. отсутствовал единый подход к организационному обеспечению разрешительной системы органов внутренних дел. Будучи традиционно возложенной на аппарат милиции, эта работа в республиканских МВД наиболее часто организовывалась подразделениями оперативной службы, уголовного розыска и БХСС.

В определенной мере данный пробел был ликвидирован с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 г. «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью». В нем уже четко был определен субъект разрешительной системы (административная служба милиции) и его полномочия. С принятием Советом Министров СССР 23 июня 1975 г. постановления «Об установлении единого порядка приобретения, учета и хранения охотничьих ружей» наметилась тенденция к расширению объема работы милиции в сфере разрешительной системы.

Этим документом было предусмотрено увеличение за счет средств союзного бюджета штатной численности милиции на одну тысячу человек, что позволило укомплектовать аппарат разрешительной системы в звене МВД, УВД, а также усилить его на низовом уровне — выделить специальные должности инспекторского состава в наиболее крупных горрайорганах внутренних дел страны. В милиции сформировались подразделения, осуществляющие контроль за оборотом оружия.

Порядок хранения оружия гражданами определялся ведомственной инструкцией МВД СССР, разработанной в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23 июля 1975 г. «Об установлении единого порядка приобретения и учета охотничьих ружей». Так, в соответствии с данной инструкцией, охотничьи ружья должны были храниться в чехлах, в разряженном, разобранном состоянии, со спущенными курками, отдельно от патронов и пороха.

Принятие в 1992 году Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» повлекло за собой возложение новых функций по лицензированию частной охранной и детективной деятельности на инспекторов разрешительной системы, что послужило основанием к созданию в органах внутренних дел подразделений лицензионно-разрешительной работы, осуществляющие государственный контроль за оборотом оружия, частной детективной и охранной деятельностью. Практически в том же виде подразделения сохранились и в настоящее время в современной полиции.

Важным инструментом в обеспечении единой государственной политики в сфере оборота гражданского, служебного, боевого ручного стрелкового и холодного оружия и установлении государственного контроля за его оборотом в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства явился принятый в 1993 г. Закон Российской Федерации «Об оружии», с 1996 г. Федеральный закон «Об оружии».

В установленной законом общей системе государственных органов, осуществляющих контроль за оборотом оружия и боеприпасов к нему, ведущее место (с учетом компетенции и объема работы) занимают органы лицензионно-разрешительной работы войск национальной гвардии Российской Федерации, которые в настоящее время осуществляют контроль за объектами служебного и гражданского оружия, выявление и изъятие у лиц, хранящих его незаконно.

Сегодня правовую основу органов лицензионно-разрешительной работы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению государственного контроля за оборотом оружия, частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации составляют положения федеральных законов «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», «Об оружии», Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», ряд правительственных постановлений и ведомственных нормативных правовых актов, включая административные регламенты по предоставлению государственных услуг и осуществлению государственных функций.

Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 694 Управление по организации лицензионно-разрешительной работы выведено из структуры ГУОООП МВД России и являлось самостоятельным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации до момента вхождения в состав войск национальной гвардии Российской Федерации.

В настоящее время около 6 тыс. сотрудников лицензионно-разрешительной работы исполняют функции по предоставлению 29 государственных услуг и осуществлению государственного контроля за оборотом более 7 млн. единиц оружия, частной детективной и охранной деятельностью в более чем 2,1 тыс. территориальных органах России.

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» реализуется комплекс мероприятий по предоставлению государственных услуг в электронном виде.

Сегодня для получения, например, лицензии на приобретение гладкоствольного оружия, после заполнения электронной формы заявления и приложения электронных копий необходимых документов, достаточно всего одного обращения в подразделение лицензионно-разрешительной работы за получением готового документа.

Все необходимые проверочные мероприятия проводятся сотрудниками Росгвардии самостоятельно, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

Обязанности и полномочия

Основные задачи, которые обязана выполнять национальная гвардия РФ, прописаны в ст.2 Федерального закона №226-ФЗ. В число обязанностей структуры входят:

  • охрана порядка в обществе, контроль соблюдения общественной безопасности;
  • противодействие терроризму и экстремизму;
  • обеспечение охраны важных государственных и важных режимных объектов, сохранности специальных грузов;
  • участие в обороне территорий РФ;
  • содействие пограничной службе в охране государственных границ;
  • контроль соблюдения закона в области оборота оружия, охранной и частной детективной деятельности;
  • участие в обеспечении режимов чрезвычайного и военного положения;
  • обеспечение должного уровня безопасности для высших должностных лиц государства (по специальному назначению президента).

Также на основании федеральных законов президент РФ имеет право возложить на Росгвардию и иные задачи.

В целях реализации вверенных обязанностей, орган исполнительной власти наделен особыми полномочиями:

  • останавливать и вскрывать транспортные средства, если это необходимо для спасения жизни человека, пресечения преступления или задержания преступника;
  • беспрепятственно проникать на участки, в жилые и нежилые помещения (если это необходимо для обеспечения безопасности людей и государства);
  • оцеплять территории;
  • составлять собственные базы данных для учета лиц, являющихся владельцами оружия, имеющим удостоверение охранника или частного детектива;
  • задерживать граждан, подозреваемых в совершении преступления или находящихся в розыске;
  • в особых случаях применять частный транспорт, принадлежащий физическим лицам или организациям;
  • проверять документы и проводить досмотр граждан;
  • запрашивать и безвозмездно получать информацию, необходимую для выполнения возложенных задач;
  • применять оружие и физическую силу, если это необходимо для обеспечения безопасности.

ВАЖНО! Каждый гражданин Российской Федерации обязан исполнять законные требования сотрудников национальной гвардии.

Кому подчиняется национальная гвардия России?

Национальная гвардия находится в подчинении у президента Российской Федерации. Главнокомандующим структуры в данный момент является генерал Виктор Зотов, который долгое время руководил службой охраны Владимира Путина.

Как попасть на службу?

Попасть в ряды гвардейцев можно двумя путями:

  • поступив на службу по контракту;
  • попав по распределению от военкомата на прохождение срочной службы.

Как правило, офицеры и прапорщики поступают в Росгвардию по контракту, а среди солдат и сержантов могут встречаться как контрактники, так и солдаты-срочники.

Срочная служба

Распределением призывников, поступающих на срочную службу, занимается районный военкомат. Поэтому, наравне с другими родами войск, у призывника имеется возможность попасть в ряды Росгвардии.

ВАЖНО! Если у молодого человека имеются определенные предпочтения относительного того, где именно он хотел бы проходить службу, о своем желании допустимо заявить сотрудникам военкомата. Однако это не гарантирует, что призывника отправят служить именно в данный род войск.

Кого берут в Росгвардию

Служба в Росгвардии считается довольно престижным вариантом для многих молодых людей. Общеизвестно, что к потенциальным призывникам в войска национальной гвардии предъявляются очень жесткие требования не только к здоровью кандидата, но и к его образовательному уровню, психологическим качествам и особо — к биографическим данным на предмет «законопослушности».

Постоянной традицией отбора в ВНГ, сохранившейся от Внутренних войск, стало правило: в них ни в коем случае не призывают лиц, имевших судимость. Не важно — снята она или погашена. Также кандидатами не рассматривают лиц, в отношении которых возбуждались уголовные дела, но были прекращены по различным обстоятельствам.

К призывникам в Росгвардию предъявляются требования соответствия здоровья категории годности «А». Помимо этого, установлены довольно высокие требования по физической подготовке. Это обусловлено спецификой службы, связанной с участием в охране общественного порядка. Требуется, чтобы росгвардеец обладал большой физической силой и был хорошо подготовлен к единоборству с правонарушителем.

В этом плане призывными комиссиями учитываются подготовка в военно-патриотических объединениях, а также спортивная подготовка и наличие спортивного разряда по военно-прикладному виду спорта. Для призывников, имеющих стремление быть отобранным для прохождения срочной службы в Росгвардии, существенными плюсами станут также полная семья в биографических анкетных данных и положительные характеристики с мест обучения.

Важным этапом прохождения проверки на пригодность службы в Росгвардии считается психофизическое обследование. В рамках этого тестирования и осмотра происходит выявление признаков употребления психотропных и наркотических препаратов, алкоголя. Психологическое тестирование тоже обязательно, поскольку оно требует определить, имеет ли человек качества, которые необходимы для службы в данной структуре.

Статус срочника в Нацгвардии: права, льготы, обязанности, ответственность

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в частях войск Нацгвардии, в плане своего статуса полностью подпадают под правовые нормы, установленные Федеральными законами РФ, в том числе:

  • от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Таким образом, каждый солдат-срочник ВНГ наделяется правами, должностными и специальными обязанностями, которые определяют объем и характер порученных ему функций и задач в той же мере, как и военнослужащие в составе Российской Армии. В целом эти обязанности определяются общевоинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников.

В этой связи должностные и специальные права военнослужащих национальной гвардии призваны создать им надлежащие условия для выполнения своих обязанностей. Важно учитывать, что срочная служба в рядах ВНГ требует более активного (в сравнении с деятельностью большинства солдат в армейских воинских частях и подразделениях) участия в несении боевого дежурства, в караулах и нарядах, связанных с обеспечением безопасности граждан.

В силу таких особенностей, связанных с прохождением ими военной службы в ВНГ, военнослужащие по призыву в Росгвардии несут повышенную ответственность в сравнении со срочниками-«армейцами». В некоторой степени это компенсируется моральными и материальными стимулами в виде льгот и привилегий. Это выражается прежде всего в том, что солдат и сержантов, успешно отслуживших в воинских частях Росгвардии, охотно принимают на работу в органы внутренних дел МВД России и другие силовые структуры.

Для тех, кто хочет остаться в Росгвардии, упростилась процедура оформления документов для контрактной службы в ОМОНе, СОБРе или подразделениях вневедомственной охраны. С 2019 года для военнослужащих по призыву Росгвардии появились новые льготы. В том числе – возможность поступления на обучение в высших учебных заведениях ведомства, как во время службы, так и после увольнения в запас.

Довольствие срочников

Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации и предоставления им отдельных выплат утвержден приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 18 сентября 2017 г. № 386. Этот документ, с учетом ежегодно вносимых в него отдельных корректировок, действует и на данный момент.

В нем указано, что военнослужащим по призыву оклады по воинским должностям выплачиваются по типовым воинским должностям в соответствии с Размерами окладов по типовым воинским должностям военнослужащих по призыву, установленными постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. № 1072, от 21 декабря 2017 г. № 1598, от 27 июня 2019 г. № 820. Эти оклады ежегодно индексировались и в зависимости от тарифного разряда составляли в Нацгвардии сумму в интервале от 1000 до 1900 руб.

С началом 2020 года стали действовать поправки в законодательство, которые унифицировали денежное довольствие призывников, проходящих службу в Вооруженных силах РФ, МЧС и Росгвардии, в базовом размере величиной 2000 рублей. В пакете новых законов, принятых Госдумой РФ, одновременно была предусмотрена ежегодная индексация выплаты. С учетом того, что данное положение вводилось в действие «задним числом» (с 1 октября 2019 года), размер оклада по воинской должности солдата-срочника текущего года составляет 2086 рублей.

Новый закон предусматривает ряд дополнительных ежемесячных надбавок для военнослужащих, в числе которых выплаты:

  1. За выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время — до 1 тыс. рублей.
  2. За командование воинским подразделением — до 800 рублей.
  3. За работу со сведениями, составляющими государственную тайну, — от 200 до 500 рублей.

Также предусматривается установление единовременного пособия при увольнении с военной службы в размере одного оклада.

По контракту

Правила отбора кандидатов для прохождения службы на контрактной основе определены в приказе Росгвардии №139, принятом 15 мая 2017 года. Согласно данному документу, поступить в ряды сотрудников Росгвардии по контракту могут как военнослужащие, так и гражданские лица. И тем, и другим необходимо направить заявление на имя командира выбранной воинской части, который в течение месяца должен принять решение о заключении контракта и дать указания:

  • о прохождении медицинской комиссии;
  • о профессиональном психологическом тестировании кандидата;
  • о проверке соответствия должному уровню физической подготовки, образования и квалификации;
  • об оформлении допуска к сведениям, содержащим государственную тайну;
  • о направлении документов претендента для согласования с органами безопасности в войсках.

Если кандидат успешно проходит все ступени отбора, его принимают на службу по контракту.

Как заключить контракт

Вопросы приема граждан на военную службу по контракту в войска национальной гвардии Российской Федерации, находятся в компетенции командиров воинских частей. Для поступления на военную службу по контракту кандидату необходимо обратиться к командиру воинской части, в которой он планирует проходить военную службу, или в военный комиссариат по месту жительства.

Кандидату, желающему служить в Росгвардии на контрактной основе, нужно лично подать соответствующее заявление и пакет документов, который запрашивают при приеме в органы внутренних дел РФ. Их перечень устанавливает Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (в текущей редакции от 31.07.2020 г.) в статье 18.

Если кандидат соответствует первоначальным критериям, документы регистрируются и передаются дальше на рассмотрение командиру части. После приема заявки в течение 1 месяца издаются приказы на проведение медицинского освидетельствования, психологического отбора и проверки физической подготовки.

Параллельно проверяется информация об образовании, квалификации, наличии судимости и личности гражданина. При необходимости издается дополнительно указание на подготовку мероприятий для оформления допуска к государственной тайне. Потом все полученные во время проверок сведения подшиваются в личное дело кандидата, а общий срок проведения проверок может затянуться на 90 дней с момента обращения, иногда даже до 4 месяцев. По итогам проверок, тестирования и изучения всех рекомендаций комиссия принимается решение о заключении контракта и присвоении воинского звания.

Статус контрактника

Для исполнения подобных специальных обязанностей военнослужащие Росгвардии наделяются специальными правами, которые определяются как законодательными актами и общевоинскими уставами для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ), так и положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».

В последнем случае военнослужащие-росгвардейцы наделяются дополнительными правами, позволяющими им на время исполнения своих служебных обязанностей осуществлять специальные полномочия (меры принуждения), свойственные сотрудникам полиции. В том числе производить, согласно полученным приказам:

  • задержание;
  • вскрытие транспортного средства;
  • вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (акватории);
  • оцепление (блокирование) участков местности (акваторий), жилых и иных помещений, строений и других объектов и т.п.

Условия службы: график, обязанности

Служебные обязанности военнослужащих Нацгвардии разнородны, но так или иначе связаны с непростыми условиями несения службы, зачастую — в отдаленных районах со тяжелым климатом. Охранные структуры почти всегда действуют в стабильном, но напряженном графике дежурств. Части и подразделения, задействованные в охране правопорядка, нередко сталкиваются с необходимостью участия в ненормированных по времени операциях.

Служба по контракту в Росгвардии дает право военнослужащим на предоставление не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее шести суток отдыха в месяц. Дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели.

Контрактникам-росгвардейцам, в отличие от военнослужащих Российской Армии, весьма часто приходится участвовать в мероприятиях, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Взамен, по их просьбе, вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха.

В стандартный соцпакет военнослужащего по контракту в ВНГ входит ежегодное предоставление оплачиваемого отпуска от 30 до 60 суток (в зависимости от выслуги лет и условий службы). Также имеется возможность ежегодного санаторно-курортного лечения на льготных условиях.

Довольствие контрактников

Денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из оклада по воинскому званию и оклада по воинской должности, которые составляют оклад денежного содержания, а также из ежемесячных и дополнительных выплат. Ставки окладов, надбавок, районных коэффициентов и премий устанавливаются в целом на уровне армейских.

Тем не менее, сравнение по сходным вакансиям и кругом обязанностей (например, для командира взвода или его заместителя) показывает, что зарплата в ВНГ обычно на 10-20% выше, чем в армии. Средний размер заработка определяется в зависимости от условий работы, сопутствующих рисков и прочих факторов:

  • рядовым и младшим командирам — от 19 до 90 тыс. руб.;
  • офицерам — от 45 до 120 тыс. руб.

Помимо денежной составляющей, довольствие военнослужащих Росгвардии включает в себя продовольственное и вещевое обеспечение по нормам, сравнимым с обеспечением контрактников в ВС РФ. Пенсионное обеспечение и возможность получения жилищных сертификатов также имеют важное значение в том, что служба в ВНГ считается дающей высокий для России уровень материального обеспечения.

Параметры отбора в контингент Нацгвардии

К претендентам, желающим поступить на службу в Росгвардию, предъявляют высокие требования.

  • Прежде всего — российское гражданство.
  • Кандидат на зачисление в элитные войска должен пройти срочную службу в подразделении пограничных войск либо МВД, а также получить специальное образование.
  • Ему необходимо отличное состояние физического и психического здоровья, отрицательные анализы на наркотики.
  • Преимуществом при включении обладают соискатели из благополучной полной семьи, не совершавшие правонарушения, серьезно занимающиеся спортом.
  • Большое значение для выбора имеет позитивная характеристика из школы, вуза и спортивной секции.

Как попасть на службу в Национальную гвардию

Задачей комплектования и приема в состав подразделения военнослужащих и вольнонаемных занимается командир воинского подразделения.

Соискатель должен обратиться персонально к начальнику той части, где предполагает служить. Информация о существующих вакантных должностях и контакты отделений комплектации по всем территориальным округам можно найти на официальном сайте Росгвардии РФ. Периодически объявляется набор в Нацгвардию для пребывающих в запасе либо закончивших учебные заведения граждан.

Образовательные учреждения Росгвардии

К профессиональной компетенции гвардейцев предъявляются высокие притязания, обусловленные образовательным уровнем.

В последние годы офицеров обучают в нескольких высших училищах:

  • в Новосибирском ВИ им. И.К. Яковлева;
  • в Саратовском военном Краснознаменном институте;
  • в Санкт-Петербургском институте Росгвардии;
  • в Пермском ВИ;
  • в Московском президентском кадетском училище им. М. А. Шолохова;
  • на факультете Военного института Министерства обороны РФ;
  • на специальном факультете в Общевойсковой академии ВС РФ.

Особые полномочия гвардейцев

В Законе о статусе Национальной гвардии указаны первоочередные функции военнослужащих, прежде бывшие прерогативой внутренних войск, по взаимодействию с полицией для поддержания общественного порядка. Военнослужащие силовой структуры имеют право:

  • задержания граждан;
  • проверки документов;
  • оцепления локальных зон местности в случае массовых беспорядков;
  • запрета передвижения транспорта и прохожих;
  • использования персональных автомобилей граждан, чтобы добраться к месту происшествия или погони за нарушителем;
  • проникновения в жилища.

Все эти специальные меры применяются для обеспечения безопасности в ситуациях ЧП, противостояния преступности, терроризму и экстремизму.

Вознаграждение за службу

Необходимость силовой структуры в нынешнее время диктует уровень зарплаты ее сотрудников. Ответственная работа по защите правопорядка в стране, связанная с риском, предполагает и достойное материальное поощрение. Привилегии по оплате жилья, предоставление отдельных квартир и оформление детей в садик без очереди.

Величина денежного довольствия обусловлена регионом несения службы. На размер выплат влияет квалификация и стаж работника. Оклад рядовых военнослужащих и персонала составляет 25-35 тысяч рублей, а жалованье офицеров колеблется от 50 до 60 тысяч рублей. За теми, кто перевелся в подразделение из иных частей, остаются их звание и выслуга.

Зарплата может увеличиваться за счет:

  • доплат за занимаемую должность;
  • премий (до 25% от оклада);
  • прибавки за сложные условия;
  • компенсации за отличия и награды (до 40%).

Регулярно происходит индексация уровня заработной платы сотрудников Росгвардии.

Численность Нацгвардии РФ

Сведения о количественном составе гвардейцев в разных источниках несходны.

  • Бывший главнокомандующий ВВ генерал армии А. Куликов предполагает, что общее количество вошедших в ведомство составляет примерно 300 тысяч.
  • По информации пресс-службы Национальной гвардии РФ на официальном сайте, ее численность достигает уже 400 тысяч человек. Кроме ВВ и вневедомственной охраны в Национальную гвардию вошли спецотряды скорого реагирования и ОМОН.

Заключение

Росгвардия — самостоятельная военизированная структура, которая специализируется на охране общественного порядка, борьбе с терроризмом, обеспечении безопасности важных лиц, грузов, объектов и прочей деятельности в области охраны правопорядка на территории Российской Федерации. Призывники могут попасть на срочную службу в войска национальной гвардии, если у них есть такое желание, и они соответствуют действующим достаточно жестким требованиям.

В то же время большинство личного состава в Росгвардии служит на контрактной основе, имея специальные или воинские звания. Условия службы в ФСВНГ считаются более напряженными, и это компенсируется повышенным, в сравнении с армейским, общим уровнем материального обеспечения.

[spoiler title=»Источники»]

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B3%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%B8_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8
  • https://topwar.ru/169074-chto-izmenilos-v-nashej-zhizni-v-svjazi-s-pojavleniem-rosgvardii.html
  • https://MilitaryArms.ru/armii-mira/nacionalnaya-gvardiya-rossii/
  • https://wiki2.org/ru/%D0%92%D0%BE%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B3%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%B8_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8
  • https://saki-gorsovet.ru/istoriya-vojsk-nacionalnoj-gvardii-rf.html
  • https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/rosgvardiia-5cf563bd95ea7300af217488
  • https://MilitaryArms.ru/sluzhba-v-armii/sluzhba-v-rosgvardii-srochnaya-i-po-kontraktu/
  • https://rosgvard.mosreg.su/

[/spoiler]