87d358907c695efe
Работа вахтой от прямых работодателей без посредников. Доступны свежие вакансии для разных профессий и регионов.
Опубликовано: 27 октября, 2021
Содержание
Впервые, функции общедоступного и постоянно действующего органа власти, куда в любое время суток можно было обратиться за помощью для восстановления и защиты нарушенных прав, были закреплены еще в период формирования полицейских органов в XVIII веке за Управами благочиния в лице частных приставов и вверенных им полицейских команд, определяемых на каждые 200-700 дворов города.
Согласно полицейскому уставу, учреждённому 8 апреля 1782 года, частный пристав был обязан: принимать жалобы, прошения и донесения о непорядке в своей части, допрашивать нарушителей и свидетелей (ст. 98, 99, 102); заключать преступников под стражу (ст. 104); докладывать в Управу обо всех происшествиях в его части за истекшие сутки (ст. 108, 109). Частному приставу предписывалось при отлучке из города на два часа и более поручать исполнение обязанностей по должности иному приставу (ст. 90), постоянно проживать в части, к которой он представлен (ст. 97), и не запирать свой дом «ни днем, ни ночью подобно пристанищу в опасности находящимся или нужды имеющим во всякий час» (ст. 98).
С середины XIX века, в каждой части Санкт-Петербурга был так называемый «съезжий дом», в котором располагались частные приставы, городовые унтер-офицеры, имелись помещения для арестантов. На территории части устанавливались «полицейские будки» с городовым внутри, однако до образования полноценной дежурной службы и самого понятия «дежурная часть» было еще далеко.
С установлением в России советской власти и учреждением милиции, функции будущей дежурной части выполняли сотрудники уголовного розыска, участковые уполномоченные и другие сотрудники милиции, заступавшие на дежурство по графику. В начале 30-х годов в ходе масштабной реорганизации органов милиции и аппаратов уголовного розыска, специализации её подразделений, в некоторых крупных управлениях и отделах были введены штатные должности дежурных, однако повсеместной практики это не получило и в большинстве горрайорганов обязанности дежурных продолжали выполняли участковые инспекторы и другие должностные лица, зачастую плохо подготовленные к этой работе. Роль дежурных сводилась к регистрации событий и докладам о происшествиях руководству.
В приказе НКВД СССР от 14 июня 1935 года №077 «О работе дежурных по милиции», отмечена значимость работы дежурных: «От быстроты, правильной работы и своевременно принятых дежурным мер часто зависит предупреждение и раскрытие преступлений. Этот участок работы милиции надо немедленно наладить и поставить образцово», а так же были закреплены основные обязанности дежурных, в основном оставшиеся неизменными до нашего времени: прием заявлений от граждан о преступлениях и нарушениях порядка, быстрое и решительное принятие мер по отношению к нарушителям, охране общественной собственности, руководство суточным нарядом, доклад начальнику о происшествиях. Более подробно права и обязанности дежурного, его подчиненность, а так же порядок назначения на дежурство, ведения служебной документации были определены приказом НКВД СССР от 28 марта 1940 года, которым утверждена «Временная инструкция ответственному дежурному по городскому отделению районного комиссариата милиции».
Тем не менее эффективному управлению силами и средствами милиции продолжали препятствовать низкая техническая оснащенность органов правопорядка, нехватка транспортных средств, оперативной и криминалистической техники, средств связи, отсутствие надлежащих полномочий сотрудников выполняющих обязанности дежурных по органу внутренних дел. Постоянно меняющийся личный состав плохо знал обязанности, не имел необходимых навыков несения дежурной службы.
Создавшееся положение в некоторой степени компенсировалось тем, что оперативные вопросы обеспечения общественного порядка и безопасности, как в дневное, так и в вечернее время, решались руководителями органов милиции и линейных служб, личный состав которых, в соответствии с установленным в 30-х годах режимом работы, находился на службе с 9 до 24 часов, а иногда и дольше. Когда же в 1954 году органы МВД СССР были переведены на режим работы, установленный для гражданских служащих, наглядно проявилась неспособность дежурной службы милиции обеспечить эффективное реагирование на поступающую информацию и осложнение оперативной обстановки.
На разрешение этих проблем был направлен ряд нормативных актов МВД СССР, изданных в 1954-1956 годах, на основе которых в органах внутренних дел дежурные части стали образовываться повсеместно. Однако проведенное в 1956 году масштабное сокращение органов внутренних дел вернули имевшиеся проблемы в прежнее русло.
До 1965 года никаких нормативных требований к помещениям дежурной части не предъявлялось. Дежурные по отделам милиции располагались в дежурных комнатах, а для хранения оружия личного состава подразделения, выделялось отдельное помещение. В целях создания соответствующих условий для работы дежурных частей Министерством охраны общественного порядка РСФСР были разработаны и утверждены приказом от 17 декабря 1965 года № 338 «Основные положения по схеме планировки помещений и оборудованию дежурных частей городского и районного отдела милиции».
Изданный в том же году приказ МООП РСФСР «О мерах усиления борьбы с кражами, грабежами к разбойными нападениями» допускал возможность создания при дежурных частях оперативных групп в составе следователя, эксперта, сотрудника УР, кинолога для выполнения неотложных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, однако, здесь же, вопрос о создании дежурной части полностью передавался на усмотрение руководителей на местах. В ряде случаев предпринимались попытки организационных нововведений повсеместно, без учета местных условий и особенностей оперативной обстановки. При этом при дежурных частях РОВД оперативные группы несли службу только в вечернее и ночное время. Дежурные части укомплектовывались сотрудниками, не справившимися с работой в других аппаратах и подразделениях, или лицами преклонного возраста, не имеющими юридической и оперативной подготовки.
Таким образом, несмотря на существенные организационные изменения, структура и функции дежурных частей к началу 70-х годов так и не были приведены в соответствие с новыми задачами органов внутренних дел. Вплоть до конца 1972 года, дежурная часть ГРОВД выступала в роли простого регистратора сообщений о правонарушениях и по существу была не способна квалифицированно реагировать на заявления и сообщения о преступлениях своевременными и решительными действиями.
О том, как была организована работа дежурной части в 70-е годы вспоминает бывший начальник штаба Куединского ОВД Пермской области, работавший в то время в дежурной части, майор милиции в отставке Шайсултанов Фильгат Шарипович:
До 1973 года в дежурной части работало всего 2 сотрудника, через сутки сменявшие друг друга Участие дежурных при выезде на место происшествия не практиковалось. Ценились в дежурных организаторские способности. В 1973 году в дежурную часть был принят третий сотрудник, и работать стали в 3-х сменном режиме. В это время дежурная часть занимала небольшое помещение с оружейной комнатой. Из средств связи — один телефон, и то параллельный с другой службой. Лишь в 1974 году под дежурную часть было выделено специально оборудованное отдельное помещение, установлена внутренняя прямая телефонная связь. Годом позже у дежурных появился пульт связи, установлена линия «02». До конца 70-х годов в отделе было всего 2 автомашины. Водители работали до 24 часов. В ночное время в смене оставались дежурный, помощник дежурного и постовой ИВС, которые вынуждены были выходить по поступающим после 24 часов вызовам пешком. Только в 1979 году для дежурной части были приобретены радиостанции, была выделена дежурная автомашина
1 января 1973 года были введены в действие «Временное типовое положение о дежурной службе органов внутренних дел» и «Временная инструкция по организации работы дежурной части отдела внутренних дел исполкомов районного, городского, окружного Совета депутатов (отделения милиции)». Данные нормативные акты в конце 1972 года были объявлены приказом МВД СССР «О коренном улучшении работы дежурных частей органов внутренних дел». Началось активное и целенаправленное формирование дежурных частей как органов управления и подразделений , нацеленных на решение конкретных задач по обеспечению общественного порядка и раскрытию преступлений»по горячим следам».
В 80-е годы дежурные части территориальных ОВД получили дальнейшее развитие: улучшилось их оргштатное и материально-техническое обеспечение, правовое регулирование. В это время, дежурные части органов внутренних дел (преимущественно регионального уровня) стали оборудоваться автоматизированными системами обработки информации.
К началу 90-х годов дежурные части ГРОВД заняли важное место в структуре аппарата управления органами внутренних дел, и в последующие годы получили четкую правовую регламентацию своей деятельности. Приказ МВД России от 9 апреля 1993года №170 дсп, а затем сменивший его приказ МВД России от 26 февраля 2002 года №174дсп «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации» определяли практически все стороны деятельности дежурного, вопросы материально-технического оснащения дежурных частей, ведения служебной документации и.т.д.
С 2004 года начался новый этап автоматизации рабочего места оперативного дежурного органа внутренних дел. Планомерное внедрение и последующее совершенствование Единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел (ЕИТКС) позволило расширить и усовершенствовать информационные банки данных по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов , развернуть систему управления и позиционирования нарядов, внедрить в эксплуатацию Единую автоматизированную информационную систему дежурных частей органов внутренних дел Российской Федерации (ЕАИС ДЧ), которая позволила перевести в электронный вариант многие виды служебной информации, такие как содержание сообщений и заявлений о происшествиях, данные о лицах доставленных в дежурную часть, сведения о заявителях и пр. Дежурные части включены в систему оказания населению государственных услуг по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД России заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях.
До 2011 г. дежурные части находились в оперативном подчинении штабов органов внутренних дел. В ходе начатой в 2009 г. реформы МВД России дежурные части вошли в структуру полиции. Основные вопросы их деятельности, в настоящее время, определены приказом МВД России от 12 апреля 2013 года №200дсп «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России».
У дежурной части Министерства Внутренних дел есть целый спектр задач, выполнением которых занимается смена, возглавляемая своим начальником. В отдельных отделах такая должность даже не предусматривается, поэтому все такие задачи перекладываются на старшего смены — оперативного дежурного.
Такой сотрудник несет персональную ответственность за каждого своего рядового подчиненного, дает им указания и контролирует правильность работы.
Среди основных задач, выполняемых сотрудниками дежурной части, можно выделить:
В процессе изучения заявления о предоставлении гражданина в отделение, дежурный должен составить рапорт. В этом документе отдельное внимание уделяется тому, при каких именно обстоятельствах было совершено противоправное деяние, и какие есть основания, чтобы провести задержания.
Важно! Тот факт, что человек был приведен в отделение полиции, должен быть зафиксирован в отдельном журнале. Отдельно составляется протокол, в котором излагаются все обстоятельства произошедшего. Данный документ должен быть оформлен в соответствии с требованиями административного законодательства.
Если человека доставляют в отделение необоснованно, то в обязанность дежурного входит разъяснение субъекту неправомерность действий, предложить ему извиниться перед задержанным.
После проведения этих мероприятий, необоснованно задержанный человек должен быть незамедлительно отпущен на свободу. Оперативный дежурный должен отчитаться об этом событии начальнику смены, составив соответствующий рапорт. На основании данного письменного рапорта, начальник должен принять определенные меры.
Структура центрального аппарата МВД
Дежурную часть должен возглавлять начальник. При его отсутствии, непосредственным руководством за данным подразделением занимается начальник территориального органа или лицо, избранного из руководящего состава данного подразделения, что подтверждается соответствующим приказом.
Основную организацию деятельности данных подразделений осуществляет Оперативное управление МВД и соответствующие региональные отделения. Организация работы проводится в пределах оговоренных в законодательстве полномочиях.
Основным органом управления на территории всей Российской Федерации является Центр по оперативному реагированию.
Центр по оперативному реагированию
В целом, всю систему МВД можно представить следующим образом:
Уполномоченные сотрудники, занятые в дежурной смене, должны действовать в строгом соответствии с нормами законодательства, поэтому их полномочия четко регламентированы:
В рамках своей компетенции, сотрудники дежурной части вправе:
Дежурную часть можно считать лицом ОВД, ведь именно в это подразделение поступает вся основная информация о совершенном противоправном деянии, преступлении.
Все заявления от граждан и поступившие сообщения обрабатываются дежурными и после передаются в работу другим уполномоченным подразделениям.
Дежурная служба осуществляет свою работу круглосуточно. От профессионализма и скорости работы сотрудников во многом зависит то, насколько быстро и успешно будет раскрыто преступление.
Все возложенные задачи обязана выполнять заступившая на дежурство смена. Состав такой смены устанавливается в соответствии с утвержденными типовыми штатными расписаниями подразделения.
Окончательный состав дежурной смены напрямую зависит от численности населенного пункта, где располагается отделение. К примеру, для небольшого города, в котором проживает около 250 000 человек, примерный состав одной дежурной смены выглядит таким образом:
Если в штатном расписании не предусматривается такая должность, как начальник смены, его функции осуществляет оперативный дежурный, о чем свидетельствует соответствующий приказ. Именно это должностное лицо назначается старшим смены, и именно на него возлагается персональная ответственность за деятельность всех дежурных сотрудников подразделения.
Помимо самой дежурной смены, в наряд в подразделении включаются:
Если начальник подразделения принимает соответствующее решение, суточный наряд может быть усилен путем привлечения дополнительных сил.
Для реализации задач, возложенных на дежурную часть, должен быть назначен круглосуточный наряд. В него помимо смены включается группа немедленного реагирования следственно-оперативного назначения, а также водители служебных автомобилей. Оперативный дежурный МВД для реализации поставленных перед ним задач кроме властных полномочий общего характера, предоставленных всем сотрудникам начальствующего и рядового состава, наделяется дополнительным комплексом прав. Они обеспечивают его деятельность в сфере управления средствами и силами ОВД. Права и обязанности оперативного дежурного устанавливаются внутренними нормативными актами.
Оперативный дежурный считается старшим начальником по отношению к руководителям учреждений и подразделений, находящихся в подчинении линейного органа ВД, а также всех нарядов, исполняющих задачи по обеспечению правопорядка, пресечению и предупреждению правонарушений, устранению последствий чрезвычайных ситуаций. На него возлагаются функции по регистрации и реагированию на сообщения и заявления о происшествиях и преступлениях.
Работа оперативным дежурным требует повышенного внимания и высоких профессиональных качеств. Сотрудник должен осуществлять круглосуточный прием сообщений и заявлений, оформлять и регистрировать их в установленном порядке. Обо всех поступивших сведениях, касающихся преступлений или правонарушений, оперативный дежурный докладывает руководителю ОВД незамедлительно. В дальнейшем сотрудник должен действовать в соответствии с указаниями, полученными от начальника, положениями уставов, инструкций и прочих нормативных актов. Кроме этого, оперативный дежурный осуществляет освобождение/водворение из/в ИВС заключенных под стражу и задержанных граждан. Эта деятельность выполняется согласно Приказу Министерства ВД от 03.03.2006 г. При необходимости задачи, которые выполняют сотрудники, в том числе помощник оперативного дежурного, могут возлагаться на служащих иных подразделений.
Для реализации поставленных задач дежурной смене необходимо постоянно поддерживать связь с другими структурными подразделениями ОВД и служебными нарядами, доводить до них обстановку и принятые начальством решения о тех или иных мерах реагирования. Эффективность деятельности обеспечивается также установлением непрерывного контроля выполнения поставленных задач. Все подразделения должны обмениваться сведениями с дежурными частями соседних линейных органов, метеослужбами, санитарно-эпидемиологическими и прочими организациями.
При общении с гражданином, доставленным в дежурную часть, оперативный сотрудник в первую очередь должен выяснить повод и основания привода, наличие информации о свидетелях и потерпевших, которые могли бы подтвердить факт совершения субъектом неправомерного поступка. Кроме этого, необходимо установить личность задержанного, его состояние (наличие травм, нахождение в нетрезвом виде и так далее). После выяснения всех сведений оперативный дежурный принимает от сотрудника, доставившего субъекта, письменный рапорт. Если задержанный был приведен гражданами, то они должны написать соответствующее заявление.
Чтобы получить помощь в экстренной ситуации, стоит сохранить в доступном месте номер полиции и прочих служб. Дозвониться в скорую, МЧС и другие организации можно с сотового телефона, комбинации для этого у операторов связи могут немного отличаться.
Вызов на номер экстренной службы.
Милиция не так давно была переименована в полицию, но способ вызова на помощь для граждан не изменился. Для этого со стационарного телефона понадобится набрать цифры 02. Так вы сможете обратиться в дежурную часть подразделения, подчиненную МВД России.
Эта комбинация может применяться для совершения вызовов с любого стационарного аппарата связи. Регион, в котором он находится, не имеет значения.
Не всем понятно, как набрать привычное сочетание цифр 02 с сотовых, если они не поддерживают такие комбинации. Можно ознакомиться со следующей информацией:
Когда произойдет соединение со службой, срабатывает автоответчик. Он будет проговаривать сообщение на двух языках — английском и русском, перечисляя, как можно соединиться с разными службами. Если во время прочтения сообщения никакая клавиша не будет нажата, оно повторяется, затем вызов переправляется на многоканальный единый номер 112.
Номера экстренных служб — телефонные номера для получения срочной помощи.После соединения с оператором нужно ответить на несколько вопросов. Сколько их будет, зависит от сложности ситуации.
Если не знаете, как дозвониться до полиции, можно ознакомиться с такой памяткой:
Кроме стандартного вызова полиции, иногда возникает потребность в вызове целого наряда правоохранителей.
Чтобы получить услуги связи бесплатно, нужно запомнить или записать варианты для разных операторов:
Эти комбинации действуют и на территории России, и за рубежом. Оплаты за такую услугу связи не требуется.
Нередко люди, оказавшиеся очевидцами или участниками дорожной аварии, стараются вспомнить, как позвонить в полицию с мобильного телефона. Удобнее всего использовать комбинацию 112 (номер обслуживается всеми операторами). Запомнить его легко — не понадобится каждый раз смотреть в справочник.
После соединения дежурный направит вызов в дорожно-патрульное ведомство. Если потребуется, для разрешения ситуации этот же оператор оповестит другие службы — скорую или пожарных.
Тем, кто хорошо знает номер вызова экстренной помощи, не всегда удается дозвониться и вызвать сотрудников полиции. Причины могут быть такими:
Если привычная комбинация для вызова полиции не срабатывает, следует поменять тактику. Все звонки поступают операторам, которые направляют полученную информацию в дежурную часть района, где произошло происшествие. Чтобы быстрее получить ответ диспетчера, обращайтесь сразу же в районное городское отделение. Для этого на клавиатуре смартфона надо нажать 0, затем набрать код города и номер службы.
Чтобы дозвониться и получить помощь, лучше сразу набрать номер экстренной службы района. Рекомендуется сохранять такие комбинации в телефонной книге.
Нет комментариев